ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ Н.В. ПЛЕВИЦКОЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Памятник певицы Н.Плевицкой. Работа скульптора Клыкова

4 ноября 2009 г. в селе Винниково Курского района Курской области был торжественно открыт музей Н.В. Плевицкой.

Она уроженка этого села, здесь прошло ее босоногое детство, в котором, пожалуй, самым примечательным было ее участие в сельских праздниках и пение песен вместе с сельчанами.

Была, конечно, и работа по дому (пастьба гусей) и на поле… И все это в сопровождении песен особенных, оригинальных, характерных только для этого самобытного села Винниково…

Недаром, встретившись в США с Надеждой Плевицкой, композитор С.В. Рахманинов, восхищенный ее пением народных песен, записал и аранжировал винниковскую песню «Белолицы, румяницы, вы мои…».

Открытию музея предшествовал длительный период поисков, а также создание школьного музея, где под руководством Л.С. Евдокимовой, педагога этой школы, был и создан музей о ней, о Дежке (Надежде) Винниковой. Но, конечно, школьный музей- это всего лишь школьный…

Когда имя певицы наконец-то стало поминаться не всуе, а по настоящему, с признанием ее, как одной из выдающихся певиц, основоположниц русской эстрады начала XX в., когда было уже проведено в Курске несколько фестивалей народной песни, возникла мысль о создании настоящего музея Надежды Плевицкой, «соловья» и «жаворонка» русской песни на ее родине.

А уж когда ее курский земляк - скульптор Вячеслав Михайлович Клыков создал памятник певице и установил его во дворе школы, среди голубых елочек, то стало понятно, что надо иметь на этой земле и музей, посвященной Надежде Васильевне. И, слава Богу, Администрация области, Комитет по культуре решились на этот подвиг. Пустовало здание сельского детского сада. А почему бы в нем, полуразрушенном, и не организовать экспозицию?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Музей создавали не мифические личности, не фантомы какие-то, а вполне конкретные люди, опытные музейные работники из Курского краеведческого музея - Ирина Викторовна Лоташова, Виктор Исаевич Склярук и художник Алексей Александрович Тимков.

Они, конечно, знали о Дежке Винниковой как о талантливой исполнительнице народных песен, о том, что ей симпатизировали Л. Собинов и Ф. Шаляпин, государь император Николай II. Но все эти сведения были на уровне популярной литературы.

Когда же они окунулись в заботы по созданию музея, то поняли, что они знают явно недостаточно, чтобы создать по экспозиции правдивый, выверенный и точный портрет певицы.

Вот с этого момента и началась колоссальная работа. Надо было изучить о певице всю литературу, всю прессу, все даже мелкие сообщения в газетах и журналах. И не только изучить, но и по правде понять жизнь и деятельность певицы. Ведь жизнь ее была настолько сложной, изобиловала крутыми поворотами, зачастую вопреки ее желаниям.

И надо сказать, что коллектив, создававший музей, справился с этой задачей успешно.

А ведь было над чем задуматься. Историография Н.В. Плевицкой достаточна обширна и весьма разнолика. Ее можно условно разделить на российский дореволюционный период, зарубежный и постсоветский.

Пожалуй, Надежда Васильевна была искренней в своих книгах «Дежкин карагод» и «Мой путь с песней», вышедших за границей в 1925 и 1930 гг. Разве что чуть лукавила, когда писала: «У моего отца было семь десятин пахоты. На семью в семь человек – это немного, но родители мои были хозяева крепкие и при хорошем урожае и у нас были достатки. Бывало, зайдешь в амбар: закрома полны, пшено, крупы, на балках висят копченые гуси, окорока, в бочках солонина и сало. А в погребе – кадки капусты, огурцов, яблок, груш. Спокойна душа хозяйская… Было и у нас изобилие».

Но все это лукавство от любви к родине, своим близким, матушке своей - Акулине Фроловне, которую горячо любила.

В 1970 и 1974 гг. в Советском Союзе вышли в свет книги И.В. Нестьева «Звезда русской эстрады», в которых Н.В. Плевицкой была посвящена значительная часть в каждой из них. Автор, хотя и многое не рассказал, но был объективен.

К сожалению, в 90- е гг. XX и в начале XXI в. появилось множество откровенных поделок. Н.В. Плевицкую представляют в виде шпионки и супершпионки. Нет, не была Надежда Васильевна ни супершпионкой, ни русской Мата Хари. Она любила своего Коленьку (Скоблина), родину, а потому и помогала Н. Скоблину как могла, и не более того. Она была прежде всего певицей, не разбиралась в политических хитросплетения и уж совсем не собирала (и не передавала) никаких сведений советской разведке, ибо Н.В. Скоблин в это ее не посвящал.

Перед творческой группой по созданию музея, естественно, встал вопрос о концепции музейной экспозиции. Ирина Лоташова писала: «Когда перед сотрудниками областного краеведческого музея был поставлен вопрос о создании музея Плевицкой в ее родном селе, смысл концепции был ясен - показать истоки таланта певицы, ее непрерывную связь с Курской землей на пике славы, тоску по родным местам в эмиграции, заставившую сделать роковой шаг и приведшую к гибели… Творческой группой идейная основа экспозиции была интерпретирована в сценарий, а художник реализовал его в пластических формах дизайна».

Хочется добавить к этим словам и то, что все-таки концепция вызревала постепенно, по мере знакомства с публикациями, после раздумий.

Вот почему в экспозиции музея посетители не увидят никакой супершпионки. И это верно!

Экспозиция начинается с истории ее родного села Винникова, в котором в XVIII - XIX вв. жили в основном однодворцы Винниковы да Евдокимовы. Это уж позднее в селе появились и другие фамилии. На фоне современных картин природы можно видеть колоритные памятники этнографии: предметы быта и орудия труда крестьян, костюмы, народные музыкальные инструменты. Здесь же открытки с изображением занятий крестьян и «Курских типов» художницы Зинаиды Серебряковой, писавшей своих героев с натуры. Художник А.П. Валевахин запечатлел на века хатку семьи Винниковых в 1910 г.

Воссозданию атмосферы народной жизни благоприятствует музыкальное сопровождение, исполняемое курским фольклорным ансамблем «Веретенце».

Вторая композиция условно названа «Большой мир». Она рассказывает посетителю как отроковица Дежка встретилась с крестным ходом в Коренной Пустыни, с городом Курском, Троицким женским монастырем, с народным театром Заикина, куда она сбежала из монастыря. Сохранилась фотография труппы этого заведения, где Дежка Винникова запечатлена в кокошнике.

Как известно, «большой мир» увлек ее на сцену, которой она отдала фактически всю жизнь. В этой части экспозиции ярко показаны как уроки певческого мастерства, так и работа в киевском хоре Липкина. Встреча в 1909 г. с Л.В. Собиновым в Нижнем Новгороде круто повернула ее судьбу. Это он помог ей взлететь на музыкальный Олимп.

Среди экспонатов – фотографии, почтовые карточки, объявления, типологические предметы. Сопровождает осмотр экспозиции пение Надежды Васильевны, в то время уже Плевицкой.

Второй зал поделен на две части, где показана ее жизнь до эмиграции и после.

В первой рассказывается о настоящей гастрольной жизни певицы: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Курск, Крым, Кавказ, Сибирь. Она любила выступать в Курске.

В экспозиции представлена рекламная продукция, пластинки, заметки с восторженными отзывами, портреты лиц, с которыми она встречалась.

Творческая группа ввела в экспозицию и страничку развития музыкально-певческого искусства в Курском крае. Несомненно, главной фигурой этого уголка музея стал выдающийся музыкальный просветитель, композитор Аркадий Михайлович Абаза. В своих музыкальных классах он подготовил более 1,5 тысяч профессиональных певцов и музыкантов! Развивали музыкальную культуру в Курске и такие интересные композиторы как П.А. Щуровский и Н.М. Офросимов. Многое сделали для развития музыки и купцы – братья С.А. и Н.А. Красильниковы.

В этой части также показан дом-терем Н.В. Плевицкой (акварель Г.А. Каминского). Она построила его в Винникове, хотя ей предлагали участки и под Питером, и под Москвой, и в Крыму, и на Кавказе. От дома, разрушенного в годы войны, сохранились фрагменты бревен, кирпичей, камень брусчатки.

Творческая группа не обошла вниманием и ее благородный поступок. Во время Первой мировой войны она стала сестрой милосердия. В журнале «Солнце России» за 1915 г. была найдена фотография Плевицкой, что, несомненно, украсило экспозицию, придала ей большую достоверность.

Завершает экспозицию композиция «Почему эмиграция…».

Авторы объясняют причины ухода ее с Белой армией не только аполитичностью Надежды Васильевны, но и тем, что она встретила свою последнюю любовь – Николая Владимировича Скоблина, генерала Белой армии. В экспозиции «Жизнь в эмиграции» представлена карта Европы и Америки, на которой отмечены города, где бывала певица, где она выступала с концертами.

Во время ее турне 1924 г. по США, С.В. Рахманинов, записав в исполнении Н.В. Плевицкой винниковскую народную песню «Белолицы, румяницы вы мои», за свои деньги выпустил небольшим тиражом пластинку в фирме «Виктор». Запись песни слышат посетители музея.

В центре композиции «Тоска по Родине» - икона Знамение Божией Матери. Образ Богоматери сопровождал певицу в течение всей жизни.

Расписка о сотрудничестве с ОГПУ данная ею и Н.В. Скоблиным – единственная возможность вернуться в родное Винниково. В экспозиции – копии расписок.

Обвинение Плевицой в пособничестве мужу в похищении генерала Е.К. Миллера, руководителя РОВСа, суд над нею - раскрывает экспозиция, в которой представлен ряд фотографий.

В финале экспозиции большая, почти в рост, фотография великой певицы с надписью «На память». Звучит песня «Замело тебя снегом Россия», своеобразный гимн Белой эмиграции.

В 1996 г. одной из малых планет было присвоено имя Надежды Васильевны. Это знак уважения не только перед творчеством певицы, но и ее любви к своей малой Родине – селу Винниково, где она родилась и куда стремилась, находясь в эмиграции.

Музей, несмотря на то, что в нем отсутствуют вещи, которые принадлежали самой певице, вызывает впечатление документальности и цельности.

Коллектив подошел к строительству экспозиции по–настоящему творчески, с любовью к Плевицкой, и это ощущаешь с первой минуты общения с музеем. Когда завершается экскурсия по музею, то не хочется уходить из него.

© «ВЕСТНИК АРХИВИСТА»

Музей, достойный памяти Плевицкой

автор: Людмила КУТЫКИНА

Музей певицы Н.Плевицкой.Как мы уже сообщали, в селе Винниково распахнул двери музей Надежды Плевицкой. Наш корреспондент Людмила КУТЫКИНА побывала на его открытии.

«Съездила я летом в свою деревню Винниково Курской губернии. Не посмотрела, что дождь шел, — все-то места родные обегала, — вспоминала Надежда Плевицкая о поездке на родину в 1910 году. — Господи, как все переменилось, домишки показались маленькими, точно в землю ушли. Подруги замуж повышли, дети у них. Крестьянки стали одеваться по-городски, пляшут городские танцы, поют мало. Упросила все же кое-что мне напеть».

Она часто, как только появлялась возможность, приезжала в Винниково. Музей певицы Н.Плевицкой.

Вся жизнь прославленного «русского жаворонка» отражена в музее. Самым лучшим в области назвал его председатель комитета по культуре Валерий Рудской. Музеем восхитились все, кто приехал на открытие 3 октября: участники IV Всероссийского конкурса исполнителей народной песни имени Надежды Плевицкой, члены жюри, работники культуры и искусства, руководители области и города, почитатели таланта певицы.

Все экспонаты «оживляют» слова певицы, взятые из ее книг-воспоминаний. Посетители словно окунаются в ее жизнь. Вот просторы, которыми она любовалась из окна, вот гусыня важно сидит в корзине над своим выводком (специально заказывалось чучело). Рассказывается и о становлении артистки, и о ее знаменитых друзьях.

Она всегда тосковала по селу в котором родилась. Ни в Крыму, ни на Кавказе, ни под Москвой и ни под Питером, хотя ей предлагали, купила землю в своей деревне. Музей певицы Н.Плевицкой.

Выступала она и в Курске, и в Винникове, в Троицкой церкви, в которой ее крестили. Она пела с церковным хором — вначале вполголоса, а потом «расходилась» и уже не слышно было хора. Лишь один ее голос уносился под купол…

Свидетельств ее жизни сохранилось мало. Нелегкую задачу выполнили специалисты Курского областного краеведческого музея, создав чудесный, неповторимый музей на родине певицы.

Сохранилось немного фотографий. Снимок 1915 года запечатлел ее — стройную, в длинном платье. Набрав в фартук зерен, Дежка кормит кур во дворе дома в Винникове. Вячеслав Клыков с восторгом говорил о русской, а именно — курской красоте Надежды Васильевны, ее стати, красивой прическе, обаятельной улыбке. Подметил, что на ней «хорошо сидели» сценические костюмы. И сделал вывод: «Это песня ее сделала такой!»

Плевицкая трудно приспосабливалась к Парижу. В пригородном доме развела кур, вспоминала на чужбине: «...вижу себя скорой на ногу Дежкой в узеньком затрапезном платьишке, что по румяной горке гоняется в коноплях за пострелятами-воробьями. Вижу, как носится Дежка-игрунья в горячем волнении карагодов». Музей певицы Н.Плевицкой.

Этот музей «собирался» годами. Нашлись и в селе подвижники, например, учительница Лидия Евдокимова. Лидия Сергеевна в одном из классов школы (которая, кстати, выстроена на фундаменте Дежкиного дома) организовала «музей». Вначале экспонаты размещались на одном столе, потом появились альбомы, стенды. Все больше приезжало сюда гостей – участников фестивалей и конкурсов.

Когда-то и сама Надежда Васильевна привозила в Винниково знаменитых гостей, например, поэта Николая Клюева. Вместе с ним и Сергеем Есениным она выступала на концертах. Творчеством Плевицкой восхищались тысячи поклонников, ее знаменитые современники — Шаляпин, Собинов, Москвин, даже царь Николай II до глубины души был тронут восхитительным пением.

Много гостей приехало на ее родину и в этот раз. Конкурсанты и участники народного хора ОДНТ порадовали своим концертом селян. Посетили артисты школу, к памятнику Плевицкой (автор Вячеслав Клыков) возложили цветы.

Новый музей стал филиалом областного краеведческого. На реставрацию здания из областного бюджета было направлено 6 миллионов рублей, но музей вряд ли бы смог появиться без ее преданных почитателей. Одному из них, президенту областного краеведческого общества Юрию Бугрову, губернатор вручил награду за активное содействие – знак «За труды и Отечество». Он также тепло поблагодарил коллектив предприятия «Облстройреставрация» за своевременную и качественную работу по реставрации музея, где в следующем году появится небольшой кинозал.

Заслуживают благодарности авторы проекта и создатели экспозиции Ирина Лоташова, заведующая отделом истории современности областного краеведческого музея, и художник Алексей Тимков.

Сюда, в винниковский музей, уж точно, не зарастет народная тропа. Экспозиции позволяют с интересом проследить жизненный и творческий путь певицы. Теперь на слуху у нашего народа десятки песен, которым когда-то дала жизнь Плевицкая. Она формировала лицо нашей страны за рубежом, возможно, и не осознавая значения своего творчества в популяризации народной русской песни.

Опубликовано: "Городские известия"(Курск) 8 октября 2009


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
27.09.2011 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову