Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

УЧАСТИЕ КУРСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В ПОИСКАХ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

автор: И.В. Пинаева
ikona (186K)

Монастыри были не только центрами духовной жизни, но и хранителями культурных и исторических ценностей. В архивных документах сохранилось немало свидетельств о поисках подобных ценностей в хранилищах курских монастырей. Обычно поисками ценностей занимались настоятель с братией по указанию Курской духовной консистории, которая, в свою очередь, руководствовалась указами императора. До наших дней сохранилась переписка между консисторией и настоятелем Курского Коренного Рождество Богородицкого монастыря иеромонахом Макарием по вопросу поиска в монастыре «икон древних иконописцев» [1, л.2].

По приказу императора, пожелавшего получить сведения об иконостасах и образах, имеющих историческую ценность и находящихся в монастырях без употребления, Курская духовная консистория разослала соответствующее распоряжение по курским монастырям. О результатах поисков мы можем судить по рапорту иеромонаха Макария в адрес консистории от 24 декабря 1800 г. В рапорте сообщается, что при основании монастыря и в последующие годы «царским иждивением… присланы были многие святые иконы, книги, церковная утварь и колокола»[1, л.3]. Однако, впоследствии, монастырь неоднократно подвергался разорению кочевниками, и все церковные ценности были разграблены, в связи с чем, к моменту составления рапорта, в 1800 г., в монастыре не нашлось икон, которые могли бы представлять историческую ценность.

В 1827 г., новый император – Николай I, издал указ «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о воспрещении разрушать оные». Согласно названному указу, каждая губерния должна была предоставить сведения о наличии на ее территории древних зданий и крепостей и об их материальном состоянии. По приказу Курской духовной консистории поисками древних зданий на территории Курского Коренного Рождество-Богородицкого монастыря занялся настоятель обители архимандрит Израиль с монастырской братией. Согласно сведениям, представленным архимандритом в рапорте от 28 марта 1827 г., на территории монастыря находилось три здания, которые условно можно было отнести к категории древних зданий: 1-е – Соборная церковь во имя Рождества Богородицы, 2-е – церковь во имя Живоносного источника (на том месте, где была найдена икона Знамения Божьей Матери) и 3-е – корпус настоятельских и братских келий с двупрестольной церковью над вратами этого корпуса.[1, л.8] По признанию самого настоятеля, более древних зданий на территории монастыря обнаружено не было.

В 1829 г. по указу Курской духовной консистории, настоятель Коренной обители, архимандрит Израиль, вместе с монахами в очередной раз занимался ревизией ценностей монастыря с целью поиска «каких-либо древних знамен, оружия и доспехов». Но в этот раз поиски не увенчались успехом. В рапорте консистории архимандрит указал, что в монастыре «никаких древних знамен, оружия и доспехов не было и не имеется»[1, л.11]. Аналогичным был отчет настоятеля по поводу поисков в обители грамот, вещей, важных бумаг, которые могли бы остаться от умерших российских самодержцев и именитых вельмож.

По указу императорских особ в монастырях занимались поисками не только материальных ценностей, но и имеющих культурно-историческую ценность. Согласно документам, конца XVIII в. – первой половины XIX в. в библиотеках и архивах обителей производился розыск летописей и рукописей по истории России. Впервые монастыри Российской империи, в том числе и монастыри Курской земли, занялись поисками летописей и иных исторических документов в своих запасниках по указу императрицы Екатерины II, еще в 1791 г.

По указу самодержицы руководство этими поисками было возложено на обер-прокурора, церемониймейстера императорского двора и кавалера Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который должен был собрать сведения по всем российским монастырям об имеющихся у них летописях или других «сочинений», которые еще не были опубликованы, имеющих отношение к российской истории. Предписывалось искать подобные документы «… в лаврах и монастырях, в каждом месте». В случае нахождения указанных документов, их нужно было немедленно доставить в Синод, а затем – к императрице. Осуществлялись эти поиски для достижения благой цели – издания книг по российской истории «для пользы общества».[2, л.1]

Известно, что поиски эти имели успех. В Святейший Синод были доставлены летописи и рукописные повести по истории российской из Санкт-Петербургской, Московской, Киевской, Тобольской, Вятской, Архангельской и Костромской епархий. Однако поиски продолжались, 27 октября 1791 г. указ о поиске документов, представляющих историческую ценность, поступил в Курскую духовную консисторию. Отсюда указ был разослан в Курский Коренной монастырь - архимандриту Амвросию и строителю Авдию, в Рыльский, Путивльский, Обоянский, Валуйский, Харьковский Покровский, Хотмыжский монастыри, Софрониеву и Глинскую пустынь, в семинарскую библиотеку – ректору архимандриту Василию [2, л.7].

05_neroznikova_b (106K)

Как свидетельствуют архивные документы, получив указ, настоятели монастырей немедленно приступили к его исполнению. Так, строитель Курского Коренного Рождество-Богородицкого монастыря иеромонах Авдий, в рапорте в Курскую духовную консисторию

«О рассмотрении архива и библиотек» сообщает, что указ получен и «исполнение немедленно учинено» [2, л.8]. Но поиски оказались безуспешны, подобных документов в архивах и библиотеках Курских монастырей не оказалось.

Вскоре последовал новый указ императрицы от 11 мая 1792 г. № 953 о поисках в российских монастырях сведений и записей о знатных особах, особенно о представителях царской фамилии, «по случаю погребения их там или по другим обстоятельствам». Указ поступил в Курскую духовную консисторию и немедленно был разослан по курским монастырям. 26 июля 1792 г. из Коренного Рождество-Богородицкого монастыря пришел ответ.

Иеромонах Авдий рапортовал, что во всех трех церквях обители и на кладбище были произведены поиски интересующих консисторию сведений, но «никаких надписей не отыскалось» [2, л.13].

Впоследствии по указу членов императорской фамилии Курская духовная консистория неоднократно поручала курским монастырям поиск исторических документов. Так, в 1804 г. вышел указ императора Александра I № 1712 о поиске в библиотеках русских оригинальных летописей и хронографов. В случае обнаружения названных документов, их предписывалось доставить в «Общество истории и древностей Российских», учрежденное при Московском университете. Общество было образовано для критического исследования и издания русских летописей. Поиском древностей занялся статский советник Бороздин. Архивные документы сообщают, что по собственной инициативе он отправился в двухгодичную поездку по Российской империи «для изыскания и описания различных в пределах империи достопримечательностей в духовном и гражданском ведомстве имеющихся». В 1809 г. из г. Глухова Бороздин прибыл в Курск. Во исполнение императорского указа Курская духовная консистория 24 мая 1809 г. издала указ № 1232, которым статскому советнику Бороздину было разрешено беспрепятственно произвести поиск исторических ценностей в курских монастырях. Проведя некоторое время в Курске, Бороздин вскоре отправился в Орел. Известно, что указы консистории о розыске в обителях исторических документов были разосланы по курским монастырям. Игумен Курского Коренного Рождество-Богородицкого монастыря Макарий получил подобный указ 12 июня 1809 г. [2, л.20]

Однако сведения о результатах поисков в монастыре не сохранились.

Поиски древних рукописей по истории российской интересовали многих русских императоров. Руководствуяcь указом императора Николая I № 3766 от 25 июля 1838 г., Курская духовная консистория издала указ о проведении очередных поисков документов, имеющих историческую ценность в запасниках курских монастырей. На это раз предписывалось искать древние рукописи, грамоты и столбцы. Этот указ был получен архимандритом Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни Паисием. По итогам поисков архимандрит направил в консисторию рапорт, в котором сообщил, что никаких рукописей, грамот и столбцов в монастыре не имеется.[2, л.21]

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что монастыри Курской епархии, главным образом, Курский Коренной Рождество-Богородицкий монастырь, руководствуясь указами Курской духовной консистории и указами императорских особ, неоднократно принимали участие в поисках культурных и исторических ценностей. К сожалению, далеко не всегда поиски заканчивались успешно. Наверное, виной тому было многовековое пограничное положение Курской земли, города, сёла и обители которой не раз подвергались набегам врагов и разорению. Вероятно, именно эти обстоятельства не позволили курским обителям сохранить древние здания, древние книги, летописи и многие другие вещественные ценности, представляющие интерес для российской истории.

Опубликованно в сборнике "События и люди в документах курских архивов. 110-летию архивной службы Курской области посвящается". Выпуск XI. 2013 г.


Источники и литература

1. Государственный архив курской области. Ф. 20. Оп. 2. Д. 23.

2. ГАКО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 50.


Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
16.10.2013 г.


Дата обновления:


 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову