УЧАСТИЕ КУРСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В ПОИСКАХ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

автор: И.В. Пинаева
ikona (186K)

Монастыри были не только центрами духовной жизни, но и хранителями культурных и исторических ценностей. В архивных документах сохранилось немало свидетельств о поисках подобных ценностей в хранилищах курских монастырей. Обычно поисками ценностей занимались настоятель с братией по указанию Курской духовной консистории, которая, в свою очередь, руководствовалась указами императора. До наших дней сохранилась переписка между консисторией и настоятелем Курского Коренного Рождество Богородицкого монастыря иеромонахом Макарием по вопросу поиска в монастыре «икон древних иконописцев»[1, л.2].

По приказу императора, пожелавшего получить сведения об иконостасах и образах, имеющих историческую ценность и находящихся в монастырях без употребления, Курская духовная консистория разослала соответствующее распоряжение по курским монастырям. О результатах поисков мы можем судить по рапорту иеромонаха Макария в адрес консистории от 24 декабря 1800 г. В рапорте сообщается, что при основании монастыря и в последующие годы «царским иждивением… присланы были многие святые иконы, книги, церковная утварь и колокола»[1, л.3]. Однако, впоследствии, монастырь неоднократно подвергался разорению кочевниками, и все церковные ценности были разграблены, в связи с чем, к моменту составления рапорта, в 1800 г., в монастыре не нашлось икон, которые могли бы представлять историческую ценность.

В 1827 г., новый император – Николай I, издал указ «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о воспрещении разрушать оные». Согласно названному указу, каждая губерния должна была предоставить сведения о наличии на ее территории древних зданий и крепостей и об их материальном состоянии. По приказу Курской духовной консистории поисками древних зданий на территории Курского Коренного Рождество-Богородицкого монастыря занялся настоятель обители архимандрит Израиль с монастырской братией. Согласно сведениям, представленным архимандритом в рапорте от 28 марта 1827 г., на территории монастыря находилось три здания, которые условно можно было отнести к категории древних зданий: 1-е – Соборная церковь во имя Рождества Богородицы, 2-е – церковь во имя Живоносного источника (на том месте, где была найдена икона Знамения Божьей Матери) и 3-е – корпус настоятельских и братских келий с двупрестольной церковью над вратами этого корпуса.[1, л.8] По признанию самого настоятеля, более древних зданий на территории монастыря обнаружено не было.

В 1829 г. по указу Курской духовной консистории, настоятель Коренной обители, архимандрит Израиль, вместе с монахами в очередной раз занимался ревизией ценностей монастыря с целью поиска «каких-либо древних знамен, оружия и доспехов». Но в этот раз поиски не увенчались успехом. В рапорте консистории архимандрит указал, что в монастыре «никаких древних знамен, оружия и доспехов не было и не имеется»[1, л.11]. Аналогичным был отчет настоятеля по поводу поисков в обители грамот, вещей, важных бумаг, которые могли бы остаться от умерших российских самодержцев и именитых вельмож.

По указу императорских особ в монастырях занимались поисками не только материальных ценностей, но и имеющих культурно-историческую ценность. Согласно документам, конца XVIII в. – первой половины XIX в. в библиотеках и архивах обителей производился розыск летописей и рукописей по истории России. Впервые монастыри Российской империи, в том числе и монастыри Курской земли, занялись поисками летописей и иных исторических документов в своих запасниках по указу императрицы Екатерины II, еще в 1791 г.

По указу самодержицы руководство этими поисками было возложено на обер-прокурора, церемониймейстера императорского двора и кавалера Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который должен был собрать сведения по всем российским монастырям об имеющихся у них летописях или других «сочинений», которые еще не были опубликованы, имеющих отношение к российской истории. Предписывалось искать подобные документы «… в лаврах и монастырях, в каждом месте». В случае нахождения указанных документов, их нужно было немедленно доставить в Синод, а затем – к императрице. Осуществлялись эти поиски для достижения благой цели – издания книг по российской истории «для пользы общества».[2, л.1]

Известно, что поиски эти имели успех. В Святейший Синод были доставлены летописи и рукописные повести по истории российской из Санкт-Петербургской, Московской, Киевской, Тобольской, Вятской, Архангельской и Костромской епархий. Однако поиски продолжались, 27 октября 1791 г. указ о поиске документов, представляющих историческую ценность, поступил в Курскую духовную консисторию. Отсюда указ был разослан в Курский Коренной монастырь - архимандриту Амвросию и строителю Авдию, в Рыльский, Путивльский, Обоянский, Валуйский, Харьковский Покровский, Хотмыжский монастыри, Софрониеву и Глинскую пустынь, в семинарскую библиотеку – ректору архимандриту Василию [2, л.7].

05_neroznikova_b (106K)

Как свидетельствуют архивные документы, получив указ, настоятели монастырей немедленно приступили к его исполнению. Так, строитель Курского Коренного Рождество-Богородицкого монастыря иеромонах Авдий, в рапорте в Курскую духовную консисторию

«О рассмотрении архива и библиотек» сообщает, что указ получен и «исполнение немедленно учинено» [2, л.8]. Но поиски оказались безуспешны, подобных документов в архивах и библиотеках Курских монастырей не оказалось.

Вскоре последовал новый указ императрицы от 11 мая 1792 г. № 953 о поисках в российских монастырях сведений и записей о знатных особах, особенно о представителях царской фамилии, «по случаю погребения их там или по другим обстоятельствам». Указ поступил в Курскую духовную консисторию и немедленно был разослан по курским монастырям. 26 июля 1792 г. из Коренного Рождество-Богородицкого монастыря пришел ответ.

Иеромонах Авдий рапортовал, что во всех трех церквях обители и на кладбище были произведены поиски интересующих консисторию сведений, но «никаких надписей не отыскалось» [2, л.13].

Впоследствии по указу членов императорской фамилии Курская духовная консистория неоднократно поручала курским монастырям поиск исторических документов. Так, в 1804 г. вышел указ императора Александра I № 1712 о поиске в библиотеках русских оригинальных летописей и хронографов. В случае обнаружения названных документов, их предписывалось доставить в «Общество истории и древностей Российских», учрежденное при Московском университете. Общество было образовано для критического исследования и издания русских летописей. Поиском древностей занялся статский советник Бороздин. Архивные документы сообщают, что по собственной инициативе он отправился в двухгодичную поездку по Российской империи «для изыскания и описания различных в пределах империи достопримечательностей в духовном и гражданском ведомстве имеющихся». В 1809 г. из г. Глухова Бороздин прибыл в Курск. Во исполнение императорского указа Курская духовная консистория 24 мая 1809 г. издала указ № 1232, которым статскому советнику Бороздину было разрешено беспрепятственно произвести поиск исторических ценностей в курских монастырях. Проведя некоторое время в Курске, Бороздин вскоре отправился в Орел. Известно, что указы консистории о розыске в обителях исторических документов были разосланы по курским монастырям. Игумен Курского Коренного Рождество-Богородицкого монастыря Макарий получил подобный указ 12 июня 1809 г. [2, л.20]

Однако сведения о результатах поисков в монастыре не сохранились.

Поиски древних рукописей по истории российской интересовали многих русских императоров. Руководствуяcь указом императора Николая I № 3766 от 25 июля 1838 г., Курская духовная консистория издала указ о проведении очередных поисков документов, имеющих историческую ценность в запасниках курских монастырей. На это раз предписывалось искать древние рукописи, грамоты и столбцы. Этот указ был получен архимандритом Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни Паисием. По итогам поисков архимандрит направил в консисторию рапорт, в котором сообщил, что никаких рукописей, грамот и столбцов в монастыре не имеется.[2, л.21]

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что монастыри Курской епархии, главным образом, Курский Коренной Рождество-Богородицкий монастырь, руководствуясь указами Курской духовной консистории и указами императорских особ, неоднократно принимали участие в поисках культурных и исторических ценностей. К сожалению, далеко не всегда поиски заканчивались успешно. Наверное, виной тому было многовековое пограничное положение Курской земли, города, сёла и обители которой не раз подвергались набегам врагов и разорению. Вероятно, именно эти обстоятельства не позволили курским обителям сохранить древние здания, древние книги, летописи и многие другие вещественные ценности, представляющие интерес для российской истории.


Источники и литература

1. Государственный архив курской области. Ф. 20. Оп. 2. Д. 23.

2. ГАКО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 50.

Опубликованно в сборнике "События и люди в документах курских архивов. 110-летию архивной службы Курской области посвящается". Выпуск XI. 2013 г.


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
16.10.2013 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову