КАК В КУРСКЕ ЗАРОЖДАЛСЯ СИНЕМАТОГРАФ |
автор: Р. ПузынаВсего через полтора года после показа первого в истории фильма («Прибытие поезда») в Париже на бульваре Капуцинов с искусством кинематографии познакомились и в Курске. Сейчас в это сложно поверить, но первый киносеанс в нашем городе состоялся 16 мая 1897 года в городском театре. ![]() Кинотеатр «Комсомолец», фото А.И. Наседкина, раскраска В.Крюкова Правда, поначалу кино не воспринималось как вид искусства. Скорее, это походило на доселе невиданную разновидность аттракциона. В день проводили 2 сеанса — представления, как это тогда называли. Днем — для детей, вечером — для взрослых. Вскоре в городе стали открываться электротеатры, или биоскопы - так называли места, где демонстрировались фильмы. В срочном порядке переоборудовали и строили помещения для синематографа. И вскоре горожане присутствовали на открытии первого в своем роде электротеатра «Иллюзион», который располагался на нынешней улице Ленина. В дальнейшем он был переименован в «Чары», а после Великой Отечественной войны получил название «Комсомолец». Позже появились биоскопы «БИО» и «Гигант». И в каждом из них по вечерам собирались люди, чтобы под веселую музыку тапера (пианиста, сопровождающего музыкой немые фильмы) посмотреть на очередные проделки Чарли Чаплина. Киношная волнаВремя шло. Качество кинематографа менялось. В фильмах появились звук и цвет. Теперь это можно было назвать художественным произведением, а не просто черно-белой хроникой. Через 30 лет после первого в Курске сеанса помещение театра, в котором впервые демонстрировалось великое изобретение братьев Люмьер, переоборудовали под кинотеатр. Его назвали «1-е Совкино». В дальнейшем он станет первым звуковым и самым престижным домом кино в Курске. В «Совкино» было 700 зрительских мест, в зале — партер, амфитеатр, ложи и балкон — наследие бывшего драматического театра. В таком виде кинотеатр, в будущем носящий имя Щепкина, просуществовал последующие 50 лет и ни разу не был закрыт, даже во время Великой Отечественной войны. ![]() Кинотеатр им. Щепкина 23 сентября 1937 года в здании бывшего Знаменского собора с показа кинокартины «Петр Первый» начал работу в городе звуковой кинотеатр «Октябрь», рассчитанный на 700 мест. После войны его долго восстанавливали, и с 11 августа 1956 года он действовал до конца 1992-го вплоть до возвращения здания Курской епархии. А ранее, в 1947 году, после ремонта пострадавшего во время войны здания открыли «Комсомолец» на 403 зрительских места. Небольшой кинотеатр, уютный и удобно расположенный, очень полюбился курянам. После войны интерес к кинематографу сильно вырос. Кинотеатров не хватало. Пришлось практиковать поздние сеансы в 23 часа. К слову, тогдашние кинотеатры разительно отличались от теперешних. Они не ограничивались лишь зрительным залом. В уютном фойе располагался буфет с мороженым, напитками, а перед каждым сеансом играл оркестр. Обустраивались даже читальные залы, в которых люди могли посидеть часокдругой перед сеансом. Кинотеатры представляли собой своего рода культурнодосуговые центры. ![]() Кинотеатр «Октябрь» Особенности национальных кинотеатровКонец пятидесятых годов ознаменовался новым техническим прорывом. В Курске заработал телецентр. Появились телевизоры — на тот момент роскошь, которую могли себе позволить далеко не все. Правда, в распоряжении курского зрителя была всего одна программа. Зато в половине восьмого вечера всегда показывали какой-нибудь художественный фильм. Именно поэтому в это время существовала традиция ходить в гости на чай к счастливым обладателям телевизора. Кроме того, в те времена действовало правило, не разрешающее демонстрацию фильмов на телевидении в течение полугода со дня выхода на экраны кинотеатров. Так что очаги культуры были все еще очень востребованы. В Курске на тот момент их было четыре: кинотеатр имени Щепкина, «Октябрь», «Комсомолец» и «Смена». И в каждом из них, не считая детского утреннего сеанса, демонстрировалось всего по одному фильму. В последнем показывали так называемые «повторные» картины, прокат которых уже закончился в главных кинотеатрах. Причины для проката «несвежих» лент были разными. Фильм мог сильно полюбиться зрителю или же, наоборот, не сразу принят публикой. Ярким примером являлась картина Георгия Данелии и Игоря Таланкина «Сережа». Поначалу зрители неохотно шли на него, и вдруг Большой приз в Карловых Варах, первая премия в Каннах. В «Щепкина», «Октябре» и «Комсомольце» показывали новые фильмы. Но с этим тоже было не так просто. К примеру, так называемые сейчас «топовые» фильмы доставались не всем. Комиссия, распределявшая поступающие в прокат ленты, сама оценивала будущую «кассовость» фильма. ![]() Кинотеатр «Смена» Непростая работаС течением времени совершенствовалось оборудование, на котором проецировались пленки. Раньше фильмы тиражировались на нитроцеллюлозной пленке. Это был легковоспламеняющийся материал. Работникам киноаппаратных приходилось быть особенно внимательными к своим обязанностям. Источником света в тогдашних проекторах была дуговая лампа мощностью 2,4 киловатта. Фонарь сильно нагревался, и если бы кусочек пленки застрял в кадровом окне, то пожар был бы гарантирован. Работали киномеханики парами в две смены. Первый сеанс начинался в 9 утра, последний — в 21 вечера. Длина стандартного фильма на 2 часа составляла около 3000 метров. Если бы эту длину сделать в одном рулоне, то в диаметре оказалось бы более метра. Работать с такой катушкой было бы весьма проблематично, поэтому при тиражировании копий на копировальных фабриках пленку дробили на части – трехсотметровые рулоны. Фильмы в прокат приходили в круглых жестяных коробках в тридцать сантиметров в диаметре. Это примерно 10 минут показа. В свою очередь, жестяные коробки укладывались в цилиндрический ящик с крышкой, чем-то напоминающий ведро. Чтобы обеспечить непрерывность демонстрации, фильмы показывали с помощью двух кинопроекторов, работающих по очереди. Примерно с 1963 года горючую пленку заменили триацетатной. Воспламенить ее было практически невозможно. Кино для фанатов, и не толькоВскоре стали появляться так называемые киноклубы. Они кочевали из одного кинотеатра в другой, но функция у них была одна — приобщить к миру прекрасного как можно больше людей. Участники клуба собирались вместе, смотрели и обсуждали фильмы, делились впечатлениями от увиденного. Бывало, что киноклубы из других городов передавали на время ленты, которые в Курске не появлялись. Например, «Зеркало» Андрея Тарковского было взято для проката у воронежского клуба. Такие фильмы выходили строго ограниченными копиями, и наш город в числе получателей картины не значился. Воронеж пошел навстречу Курску. И киноманы, а также поклонники творчества Тарковского устроили тогда настоящий марафон фильмов культового режиссера. Гвоздем программы, конечно же, была новинка «Зеркало». Современная киноиндустрияСегодня интерес к кинематографу несколько угас. Появилось гораздо больше развлечений, а с появлением доступного интернета отпала необходимость лишний раз выходить из дома. Изменения произошли и в самой индустрии кино. Качественная картинка, объемный звук, зачастую отсутствие смысла, но шикарный видеоряд, модные сейчас 3D и 4D эффекты. Кинематограф вернулся в свою исходную позицию — быть аттракционом, приносящим деньги. По всей стране открылись коммерческие кинотеатры. А муниципальные в некоторых городах исчезли совсем. Курск же на сегодняшний день может похвастаться шестью некоммерческими кинотеатрами, в которых еще можно увидеть то самое доброе ламповое кино, которое так нравилось нашим бабушкам и дедушкам. Многообразие фильмов поражает. Но нет уже и, возможно, никогда не будет того чувства, знакомого нашим родителям. Ожидание неизвестного, удивительного и совершенно нового впечатления, чувство предвкушения праздника, когда приходишь в дом кино, стоишь за билетом у кассы, входишь в полутемный зал и смотришь на первую вспышку на экране. (За предоставленный материал выражаем благодарность Евгению Столяру, Сергею Малютину). (Опубликовано "Курск" №6 от 17 февраля 2016 г.) Ваш комментарий: |
![]() Читайте новости ![]() Дата опубликования: 14.07.2016 г. ![]() |
|