КАК В КУРСКЕ ЗАРОЖДАЛСЯ СИНЕМАТОГРАФ |
автор: Р. ПузынаВсего через полтора года после показа первого в истории фильма («Прибытие поезда») в Париже на бульваре Капуцинов с искусством кинематографии познакомились и в Курске. Сейчас в это сложно поверить, но первый киносеанс в нашем городе состоялся 16 мая 1897 года в городском театре. Кинотеатр «Комсомолец», фото А.И. Наседкина, раскраска В.Крюкова Правда, поначалу кино не воспринималось как вид искусства. Скорее, это походило на доселе невиданную разновидность аттракциона. В день проводили 2 сеанса — представления, как это тогда называли. Днем — для детей, вечером — для взрослых. Вскоре в городе стали открываться электротеатры, или биоскопы - так называли места, где демонстрировались фильмы. В срочном порядке переоборудовали и строили помещения для синематографа. И вскоре горожане присутствовали на открытии первого в своем роде электротеатра «Иллюзион», который располагался на нынешней улице Ленина. В дальнейшем он был переименован в «Чары», а после Великой Отечественной войны получил название «Комсомолец». Позже появились биоскопы «БИО» и «Гигант». И в каждом из них по вечерам собирались люди, чтобы под веселую музыку тапера (пианиста, сопровождающего музыкой немые фильмы) посмотреть на очередные проделки Чарли Чаплина. Киношная волнаВремя шло. Качество кинематографа менялось. В фильмах появились звук и цвет. Теперь это можно было назвать художественным произведением, а не просто черно-белой хроникой. Через 30 лет после первого в Курске сеанса помещение театра, в котором впервые демонстрировалось великое изобретение братьев Люмьер, переоборудовали под кинотеатр. Его назвали «1-е Совкино». В дальнейшем он станет первым звуковым и самым престижным домом кино в Курске. В «Совкино» было 700 зрительских мест, в зале — партер, амфитеатр, ложи и балкон — наследие бывшего драматического театра. В таком виде кинотеатр, в будущем носящий имя Щепкина, просуществовал последующие 50 лет и ни разу не был закрыт, даже во время Великой Отечественной войны. Кинотеатр им. Щепкина 23 сентября 1937 года в здании бывшего Знаменского собора с показа кинокартины «Петр Первый» начал работу в городе звуковой кинотеатр «Октябрь», рассчитанный на 700 мест. После войны его долго восстанавливали, и с 11 августа 1956 года он действовал до конца 1992-го вплоть до возвращения здания Курской епархии. А ранее, в 1947 году, после ремонта пострадавшего во время войны здания открыли «Комсомолец» на 403 зрительских места. Небольшой кинотеатр, уютный и удобно расположенный, очень полюбился курянам. После войны интерес к кинематографу сильно вырос. Кинотеатров не хватало. Пришлось практиковать поздние сеансы в 23 часа. К слову, тогдашние кинотеатры разительно отличались от теперешних. Они не ограничивались лишь зрительным залом. В уютном фойе располагался буфет с мороженым, напитками, а перед каждым сеансом играл оркестр. Обустраивались даже читальные залы, в которых люди могли посидеть часокдругой перед сеансом. Кинотеатры представляли собой своего рода культурнодосуговые центры. Кинотеатр «Октябрь» Особенности национальных кинотеатровКонец пятидесятых годов ознаменовался новым техническим прорывом. В Курске заработал телецентр. Появились телевизоры — на тот момент роскошь, которую могли себе позволить далеко не все. Правда, в распоряжении курского зрителя была всего одна программа. Зато в половине восьмого вечера всегда показывали какой-нибудь художественный фильм. Именно поэтому в это время существовала традиция ходить в гости на чай к счастливым обладателям телевизора. Кроме того, в те времена действовало правило, не разрешающее демонстрацию фильмов на телевидении в течение полугода со дня выхода на экраны кинотеатров. Так что очаги культуры были все еще очень востребованы. В Курске на тот момент их было четыре: кинотеатр имени Щепкина, «Октябрь», «Комсомолец» и «Смена». И в каждом из них, не считая детского утреннего сеанса, демонстрировалось всего по одному фильму. В последнем показывали так называемые «повторные» картины, прокат которых уже закончился в главных кинотеатрах. Причины для проката «несвежих» лент были разными. Фильм мог сильно полюбиться зрителю или же, наоборот, не сразу принят публикой. Ярким примером являлась картина Георгия Данелии и Игоря Таланкина «Сережа». Поначалу зрители неохотно шли на него, и вдруг Большой приз в Карловых Варах, первая премия в Каннах. В «Щепкина», «Октябре» и «Комсомольце» показывали новые фильмы. Но с этим тоже было не так просто. К примеру, так называемые сейчас «топовые» фильмы доставались не всем. Комиссия, распределявшая поступающие в прокат ленты, сама оценивала будущую «кассовость» фильма. Кинотеатр «Смена» Непростая работаС течением времени совершенствовалось оборудование, на котором проецировались пленки. Раньше фильмы тиражировались на нитроцеллюлозной пленке. Это был легковоспламеняющийся материал. Работникам киноаппаратных приходилось быть особенно внимательными к своим обязанностям. Источником света в тогдашних проекторах была дуговая лампа мощностью 2,4 киловатта. Фонарь сильно нагревался, и если бы кусочек пленки застрял в кадровом окне, то пожар был бы гарантирован. Работали киномеханики парами в две смены. Первый сеанс начинался в 9 утра, последний — в 21 вечера. Длина стандартного фильма на 2 часа составляла около 3000 метров. Если бы эту длину сделать в одном рулоне, то в диаметре оказалось бы более метра. Работать с такой катушкой было бы весьма проблематично, поэтому при тиражировании копий на копировальных фабриках пленку дробили на части – трехсотметровые рулоны. Фильмы в прокат приходили в круглых жестяных коробках в тридцать сантиметров в диаметре. Это примерно 10 минут показа. В свою очередь, жестяные коробки укладывались в цилиндрический ящик с крышкой, чем-то напоминающий ведро. Чтобы обеспечить непрерывность демонстрации, фильмы показывали с помощью двух кинопроекторов, работающих по очереди. Примерно с 1963 года горючую пленку заменили триацетатной. Воспламенить ее было практически невозможно. Кино для фанатов, и не толькоВскоре стали появляться так называемые киноклубы. Они кочевали из одного кинотеатра в другой, но функция у них была одна — приобщить к миру прекрасного как можно больше людей. Участники клуба собирались вместе, смотрели и обсуждали фильмы, делились впечатлениями от увиденного. Бывало, что киноклубы из других городов передавали на время ленты, которые в Курске не появлялись. Например, «Зеркало» Андрея Тарковского было взято для проката у воронежского клуба. Такие фильмы выходили строго ограниченными копиями, и наш город в числе получателей картины не значился. Воронеж пошел навстречу Курску. И киноманы, а также поклонники творчества Тарковского устроили тогда настоящий марафон фильмов культового режиссера. Гвоздем программы, конечно же, была новинка «Зеркало». Современная киноиндустрияСегодня интерес к кинематографу несколько угас. Появилось гораздо больше развлечений, а с появлением доступного интернета отпала необходимость лишний раз выходить из дома. Изменения произошли и в самой индустрии кино. Качественная картинка, объемный звук, зачастую отсутствие смысла, но шикарный видеоряд, модные сейчас 3D и 4D эффекты. Кинематограф вернулся в свою исходную позицию — быть аттракционом, приносящим деньги. По всей стране открылись коммерческие кинотеатры. А муниципальные в некоторых городах исчезли совсем. Курск же на сегодняшний день может похвастаться шестью некоммерческими кинотеатрами, в которых еще можно увидеть то самое доброе ламповое кино, которое так нравилось нашим бабушкам и дедушкам. Многообразие фильмов поражает. Но нет уже и, возможно, никогда не будет того чувства, знакомого нашим родителям. Ожидание неизвестного, удивительного и совершенно нового впечатления, чувство предвкушения праздника, когда приходишь в дом кино, стоишь за билетом у кассы, входишь в полутемный зал и смотришь на первую вспышку на экране. (За предоставленный материал выражаем благодарность Евгению Столяру, Сергею Малютину). (Опубликовано "Курск" №6 от 17 февраля 2016 г.) Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 14.07.2016 г. |
|