Золото гуннов

автор: Олег ПОЛЯКОВ

ДЕЛО О ФАТЕЖСКОМ КЛАДЕ

На протяжении многих веков и тысячелетий курская земля была ареной яростной борьбы народов за жизненное пространство, свободу и независимость. В анналах истории сохранилась память о племенах, населявших лесостепные просторы Курщины. Здесь оседло жили славяне, кочевали половцы и печенеги, скифы и сарматы, хазары и гунны. Немного материальных подтверждений осталось от земледельцев-славян, а еще меньше (или почти ничего) — от беспрерывно перемещавшихся по Восточно-Европейской равнине кочевых племен. И тем дороже для нас, потомков, любое проявление уникальных культур этих народов.

БОЛТЛИВЫЙ КОПАТЕЛЬ

Сколько еще загадочных кладов и исторических открытий хранит наша курская земля? Об этом точно не знает никто. Ни маститый ученый-историк, ни работяга-археолог. Тайна может открыться совершенно случайно. Занимаешься поиском одного "сокровища", а находишь другое. Да еще какое!

Бывший тракторист, попавший в "жернова" капитализации сельского хозяйства и потерявший любимую работу, чтобы прокормить себя и семью, целыми днями занимался поиском металлолома. Благо, им густо удобрена наша земля: в советское время металл цены не имел, его, казалось, было вдоволь. Куски металла, отжившие свой век запчасти, металлические трубы и болванки можно было встретить на обочинах дорог, по краям пашни, берегам рек и озёр.

Вот этот-то металл и искал 50-летний мужчина в окрестностях фатежского села Волниковка весной прошлого года. Для поиска металлолома под землей он "изобрел" простенький металлоискатель, который, хоть и не чета дорогим заводским моделям, никогда не подводил его. Не подвёл и в этот раз. На левом склоне обводненной балки он привычно "заверещал". Мужчина пригляделся: что-то блестит! Вода размыла склон, ранее служивший берегом небольшой речки, и обнажился до сего времени скрытый слой грунта. Стал копать, его взору открылись удивительные находки: кольца, бляшки, пластины, конские удила. Землисто-серые, золотисто-желтые, с яркими красными камешками и изумрудной эмалью...

Первая мысль, которая пришла на ум "черному копателю", — сколько это будет стоить? За помощью обратился к знакомому в Железногорске, которого знал как человека, давно занимающегося "расхищением гробниц". Продавать решил по частям. Первую часть железногорец купил за 35 тыс. рублей, вторую — за 15 тысяч. Купил и тут же решил сбыть, естественно, за большую цену. А счастливчик тем временем вернулся в родную деревню и, естественно, на радостях не преминул похвастаться находкой перед соседями по деревне... Весть о кладе дошла до правоохранительных органов.

КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ СТАРИНЫ

О том, что произошло дальше, рассказывает и.о. начальника отдела дознания МОБ УВД по Курской области Людмила Обыденных:

— В поисках покупателя на вещи из несанкционированного раскопа куряне с помощью Интернета вышли на жителя Брянска. Тот давно коллекционировал и продавал предметы старины, являлся хозяином магазина "Поиск-клуб 32" в Брянске. Парень активно занимался поиском кладов и скупал многие предметы, найденные "черными копателями" в Брянской и соседних областях, имел обширные связи среди "любителей старины" в крупных городах России и зарубежья. Он фазу почувствовал наживу в том, что ему предлагается. При обыске его квартиры было найдено много предметов старины, оружие времён Великой Отечественной войны, советские медали и ордена.

К делу о фатежских находках были привлечены сотрудники сразу нескольких ведомств: УФСБ и УВД по Курской области. Обследовавшие раскоп сразу же после поступления информации о кладе сотрудники Курского областного музея дали исчерпывающий ответ — это погребение воина V века н.э. (были найдены фрагменты скелетов человека и лошади), и сразу возникли опасения, что находки могут уйти за рубеж.

В конце июня 2010 года группы сотрудников УВД и УФСБ одновременно провели обыски по четырем адресам: в Брянске, с. Комаричи Брянской области, г. Железногорске и с. Михайловка Железногорского района. Предметы, извлеченные из "раскопа", были изъяты — часть в гараже в Михайловке, часть — в ячейке одного из банков Брянска. 1 февраля 2011 года они были переданы в Курский государственный областной музей археологии.

ПОСЛЕДНЕЕ ПРИСТАНИЩЕ ВОИНА

Вот что рассказал главный хранитель археологического музея Александр Зорин:

— Найденные предметы представляют собой составные части и фрагменты парадных мужских портупей с клинковым оружием (мечом и кинжалом), мужского пояса, парадного набора конской упряжи, седла и составляют единый гарнитур высочайшего художественного уровня. Все предметы были изготовлены по заказу в единственном экземпляре из золота, серебра и позолоченного серебра со вставками из отшлифованных альмандинов, красных гранатов и янтаря. Скорее всего, перед нами погребение вождя одного из племен, входивших в состав империи гуннов времен эпохи великого переселения народов. Все предметы можно условно разделить на три группы: произведения, выполненные в стиле, характерном для степей, германском стиле и стиле, характерном для мелких крымских мастерских. Как видно, вождь был не очень богат, а "пыль в глаза пустить" любил. Отсюда и использование "обманок" — сверху золото, а под ним более дешевый металл. Однако это не лишает фатежский клад уникальности. В целом на территории Восточной Европы найдено не более 10 подобных захоронений, три из них — в Курской области.

Первая находка, датируемая эпохой гуннов, была сделана в середине XIX века у села Паники Медвенского района, вторая — в 1918 году неподалеку от с. Большой Каменец Суджанского района. И вот третья! Будем надеяться, не последняя.

НА ОКРАИНЕ ИМПЕРИИ ГУННОВ

В начале V века н.э. под владычеством гуннов объединились многие племена и народы от Урала до Рейна. Гунны уважали чужие обычаи, веру. В империи не было никакого национального неравенства и порабощения одного народа другим. Даже тем, кого гунны покоряли силой оружия, они оставляли самоуправление — племенами руководили свои короли и князья. Римские историки в один голос отмечают справедливость гуннских королей, честность и неподкупность судей, легкие налоги.

По сути своей, гунны, оставаясь кочевниками, слыли среди современников умными и весьма эрудированными людьми. Красиво одевались — в кафтаны, отороченные мехом, широкие шаровары, мягкие сапоги из добротно выделанной кожи. Волосы зачесывали назад и завязывали "хвостиком". В то время даже в Константинополе была мода на гуннские наряды и прически. Покойников гунны хоронили под курганами. Но, исполняя этот обряд, показывали себя людьми чрезвычайно практичными. Зачем тратить силы и время на погребальные сооружения, если в степи их раньше понастроили киммерийцы, скифы, сарматы. Гунны часто просто подкапывали ход в старые курганы и клали туда своих усопших. Возможно, новые раскопки под Волниковкой поведают нам еще не одну тайну! Но вернемся к рассказу о гуннах.

В Европе гунны появились в середине II века н.э. Это были остатки разгромленного предками монголов царства хунну. Вначале гунны (так их стали называть в Европе) скромно осели по берегам реки Волги, а затем, установив дружеские отношения с угорскими и славянскими племенами, прибрали к своим рукам всю Восточно-Европейскую равнину, продвинулись на Дунай и Рейн. В памяти многих европейских народов сохранились предания о самом великом короле гуннов Аттиле. "Бич Божий" называли его современники, и в то же время все (даже враги) признавали его мудрость, великодушие и благородство ("Песнь о Нибелунгах"). Государственный и военный таланты Аттилы высоко ценили многие правители Европы до и после его нелепой смерти (был отравлен в 453 году своей молодой женой).

Наши предки славяне составляли значительную часть империи гуннов. Причем, многие славянские племена гордо именовали себя гуннами, а настоящие гунны (хунны) перенимали культуру славян, германцев и кельтов. В языке гуннов мы можем найти очень много знакомых нам слов: мед, квас, страва (поминки), вар (древнерусское слово "вода").

Найденное погребение вождя под Волниковкой могло быть местом последнего пристанища племенного князя, владевшего землей на окраине империи великого Аттилы. Возможно, он был славянином, называвшим себя гунном. Как знать? Словом, мы смело можем отнести гуннов к нашим далеким предкам. Ибо, исчезая с арены истории, народ оставляет свои корни, и они прорастают побегами новой жизни.

Материал опубликован в еженедельнике "Хорошие новости" (Курск) от 08.02.2011


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
17.06.2013 г.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову