Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

ИСТОЧНИК ВЕРЫ: СВЯТОЙ КОЛОДЕЗЬ

автор: Ю.ОЗЕРОВ

В духовной истории России почитание мест, связанных с именами святых угодников, всегда имело особое место. Именно здесь, как нигде, чувствуется их незримое присутствие, обостряется естественное религиозное чувство, а душа располагается к молитвенному общению.

Одним из таких мест в старом Курске был колодезь, находившийся на правом берегу Тускари, над которым возвышалась старинная монастырская башня. История его в народной памяти связывалась с именем одного из покровителей Курска – святым Феодосием Печерским.

Из всех курских колодезей он, по-видимому, был самым древним и славился прекрасной водой. По преданию, преподобный Феодосий, живя в Курске, использовал эту воду для приготовления просфор. Другая легенда утверждает, что сам будущий святой выкопал этот источник. Видимо, по этим причинам колодезь и стал именоваться «Святым». В народе он также назывался «Феодосиевым (-ским)».

Знатоки города Анатолий Танков и Николай Златоверховников в начале ХХ века сообщали, что до 1870-х годов над источником стояла «каменная ротонда», которая к тому времени пришла в ветхость и разрушилась. С инициативой восстановления колодезя выступил тогда курский полицмейстер, неравнодушный к местной истории – Тит Иоильевич Вержбицкий. По его призыву в 1889 году были собраны частные пожертвования на сумму 619 рублей для обустройства колодезя. Городские власти тоже не остались в стороне – ими было ассигновано 300 рублей.

Проект и план предполагаемой «ротонды» над родником летом 1890 года составил младший инженер губернского правления Владимир Слесарев. Подряд на постройку был сдан купцу Ф.А. Захарову.

Осенью на собранные средства была устроена и крестным ходом освящена деревянная часовня на каменном основании в строгом русском стиле, с нишей для забора воды. Под четырьмя скатами крыши были помещены образа: иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, иконы «Живоносный Источник», преподобного Феодосия Печерского и равноапостольного князя Владимира.

Убранство часовни отличали богатые резные орнаменты. Над водоемом в нише на мраморных досках были сделаны две надписи.

Первая из них гласила: «Жаждущiи идите на воду и елицы не имате сребра, шедше пiйти безъ цены и сребра (Ис. 55, 1)».

Вторая надпись представляла собой фрагмент стихотворения «Ключ», написанного известным славянофилом Алексеем Хомяковым:

«Онъ течетъ неизсякаемъ,
Как тайна жизни невидимъ,
И чистъ, и миру чуждъ, и знаемъ
Лишь Богу, да Его святымъ».

Отличительной особенностью этого колодезя было наличие солоноватой воды, благодаря чему курские жители могли заниматься приготовлением искусственных минеральных вод, а также использовать ее для соления огурцов.

После революции колодезь явил свое последнее чудо. Здесь были обретены чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная и ее список, похищенные из монастыря 25 апреля в том же 1918 году. Их обнаружила 15 мая около 9 утра, возвращаясь домой, белошвейка Клавдия Дмитриевна Худокормова. В часовенке она заметила какой-то мешок, заинтересовалась и, развязав его, к великому изумлению увидела в нем две иконы. После некоторых раздумий она решила принести их домой к себе на квартиру в дом Андрея Даниловича Овсянникова, находившийся рядом на улице Набережной (ныне эта усадьба № 12 по Нижней Набережной). Размышляя над своей находкой, она увидела из окна дома похоронную процессию, двигавшуюся от Николаевской церкви Стрелецкой слободы. У обитателей дома мелькнула идея обратиться к священнику с сообщением о необычной находке. Отец Леонид Иваницкий приостановил шествие и, войдя в дом, осмотрел иконы. С глубоким волнением и душевной радостью он узнал в них украденные святыни, первым совершив чтение перед ними акафиста. Вскоре, оповещенный о находке, в дом прибыл владыка Феофан, убедившись в истинности обретенных святынь. Крестным ходом они были перенесены в Знаменский собор и заняли свои привычные места.

Глубоко символично, что произошло это светлое событие накануне дня памяти преподобного Феодосия Печерского, отмечаемого 16 мая.

В последующие годы часовенка была снесена и сделано все, чтобы источник был забыт и прекратил свое существование.

Мысль о его возрождении не раз посещала сердца многих курян, любящих свою историю и дорожащих святынями веры. Приближавшийся 900-летний юбилей канонизации преподобного Феодосия Печерского в очередной раз поставил вопрос о поиске утраченного колодезя. Этой проблемой в начале 2008 г. озаботилась региональная общественная организация «Православное общество преподобного Серафима Саровского». Одновременно той же весной в местной прессе вышли публикации Ю. Озерова, посвященные истории колодезя и определению его местоположения [1].

Глубокая взаимная заинтересованность в объединении усилий над решением поставленных задач выразилась в тесном сотрудничестве и привлечении к поиску специалистов. Первой совместной акцией стал выход 16 мая на Нижне-Набережную улицу и тщательный осмотр местности, с которой связана судьба колодезя. Участниками ее стали: инокиня Илария, Г.А. Афанасьев, А.П. Ашихмин, А.Н. Башкиров, Н.Ф. Логачев, Ю.В. Озеров, Н.А. Федосова, Б.П. Халявин. В ходе обсуждений прозвучала интересная мысль А.П. Ашихмина обращения к специалистам в гидрогеологии.

В результате к работе по установлению точного места подключился директор Территориального центра государственного мониторинга геологической среды и водных объектов Курской области В.Л. Переверзев.

Благую идею возрождения колодезя поддержал архиепископ Курский и Рыльский Герман, давший свое благословение.

3 июня В.Л. Переверзев вместе со своим помощником И.И. Быстровым, при участии Ю.В. Озерова и Н.А. Федосовой, произвел замеры географических координат отдельных точек (углы зданий, особенности планировки и т.п.), которые указаны также на плане землемера М. Алексапольского 1893 г. [2]. Работа эта проводилась с использованием существующей глобальной системы позиционирования GPS. Методом математических расчетов значения географических координат были переведены в специальную систему плоских координат (Декартова система), где была определена точка колодезя. Кроме того, для определения ее также использовался программный продукт «Геолинк» – информационно-компьютерная система мониторинга геологической среды. В итоге, была получена одна и та же точка с координатами: 51°43'35,18'' северной широты, 36°11'40,40'' восточной долготы.

22 июля состоялся выход искателей колодезя (В.Л. Переверзев, И.И. Быстров, А.Н. Башкиров, Ю.В. Озеров, Н.А. Федосова) на местность с целью определения искомой координаты. Поиск велся с территории ТГК-4, руководство которой пошло навстречу идеям общества Серафима Саровского.

Процедура поиска была непродолжительна, но это было волнительное время. Первоначально И.И. Быстров, в руках которого был непосредственно навигатор, устремился в сторону реки, однако затем постепенно он стал смещаться в сторону Нижне-Набережной улицы. Наконец, определилось и место. Оказалось, что интересующий нас объект находится за бетонным забором, отделяющим постройки ТГК-4 от проходящей улицы. Это место совпало и с нашим первоначальным предположением о нахождении колодезя на улице. Данные навигатора позволили в этом случае уточнить, что место это не проезжая часть, а правая обочина этой дороги. Удивительным образом именно в этом месте забор не продолжается прямо до служебного гаража, как мог бы, а обходит стороной важное для нас место, поросшее кленом.

Со времени нахождения места колодезя прошло два года. Регулярно, в день памяти преподобного Феодосия, здесь служатся молебны. Память об этом месте живет, как и надежда на восстановление некогда утраченной духовной святыни.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Озеров Ю. Тайна святого колодца // Городские известия. 2008. № 58. 15 мая. С. 1; То же // Городские известия. 2008. № 59. 17 мая; Озеров Ю. Тайны Святого колодезя // Курские епархиальные ведомости. 2008. № 12–13. Июнь. С. 6. Авторская реконструкция вероятного хода событий в этой местности состояла в следующем. В 1920-е часовенка над источником была снесена, однако сам колодезь все же еще действовал. В начале 1930-х годов возникла идея постройки на Нижне-Набережной улице Центральной электростанции (ЦЭС). Для ее создания в строго фиксированные сроки, соблюдая принятые планы, необходимо было обеспечить бесперебойный провоз строительных материалов и оборудования. Очевидно, что узкий Мурановский переулок (бывшее начало этой улицы) не справлялся с необходимой пропускной способностью. Соответственно, для обеспечения высокого темпа работ решено было снивелировать этот участок дороги, по возможности, расширив, и обеспечив пространство для последующего развития электроэнергетической отрасли. Срезываемая земля прямиком направлялась в реку, вследствие чего произошло ее естественное сужение в этом месте. В 1934 году была открыта ЦЭС, а план города 1935 года уже дал новые очертания берега реки Тускарь.

2. См.: Российский государственный исторический архив, ф. 1287, оп. 33, д. 1166. На основании этого документа видно, что колодезь находился практически под монастырской башней, имел в диаметре около 5 метров и отстоял от берега примерно в 23 м.

© Юрий ОЗЕРОВ


(авторская редакция статьи специально для сайта www.old-kursk.ru)


Ваш комментарий:

comments powered by HyperComments

Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
20.05.2010 г.


Дата обновления:


Форум по статьям сайта

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову