Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

Реформа образования - самая первая

автор: А.Наседкин.

Как ни один другой месяц в году, сентябрь в нашем представлении тесно связан со школой.

О нынешней российской системе образования уже давно спорят, обвиняя ее в недоработках, негативных тенденциях и в излишней тяге к модернизации. В самый раз всмотреться в середину позапрошлого века, когда многое из того, что сохранилось и сегодня, тоже носило ореол новаций. Тогда (после упразднения крепостного права в 1861 году) Россия менялась. В частности, возникло земство, которое самым тесным образом было связано с формированием народного образования.

КАКИЕ школы имелись в нашей губернии, и как там учили детей до земских преобразований в 1864-м? Документальные свидетельства и любопытные подробности можно найти в труде "Краткий исторический очерк деятельности земства Курской губернии с 1866 по 1901 год":

"В селе Машкина-Белица Дмитриевского уезда в дореформенное время 15-20 крестьянских детей обучалось у местного дьякона. Обучение это велось по вечерам, а днем ученики работали у своего педагога... В селе Солохине Грайво-ронского уезда кое-кто из мальчиков учился "азбучке" у солдатиков, и то так: день с указкой, 10 дней дома... В селе Беляеве учебный год продолжался с 1 декабря по 17 марта, а курс учения длился 6-8 лет. Сперва проходили букварь церковный, затем - гражданский, затем часослов, псалтырь и уже на пятый год - арифметику и письмо.

В деревне Кочегуровке учили малограмотные самоучки из крестьян, сами еле читавшие по-славянски... В селе Троицком Фатежского уезда распространением просвещения занимался отставной солдат. Затем место солдата занял "указный пономарь". Все занятие его состояло в том, что он задавал на дом "от сюда до сюда" и надевал на головы учеников колпак с надписью "дурак"...

Помимо жалкого положения школ сточки зрения педагогической, в них в самых широких размерах и повсеместно было распространено наказание розгами, лозою, битье линейками и даже палками, не говоря уже о таких "легких" наказаниях, как стояние учеников голыми коленями на гречихе, дранье чубов...

Нередко практиковались наказания и более жестокие. Так, в одной школе за проступки учеников "ставили коленями на кирпичный столб высотой в 1/2 аршина, давали в одну руку веник, а в другую - кружку воды держать перед собою".

До введения земских учреждений в Курской губернии было всего 40 начальных школ. В Льговском, Рыльском и Тимском уездах школ вообще не было.

Земство сразу взяло на себя постройку, ремонт и содержание начальных школ (народных училищ) и других учебных заведений, работу по организации библиотек, а также выделяло ассигнования на зарплату учителям, на улучшение их материального положения. Кроме того, сельский учитель получал бесплатную квартиру и отопление.

С 1865 по 1900 год число земских школ выросло с 70 до 709, а в 1915 году их было почти 1600. Основными учебными предметами в начальной школе были: русский язык, арифметика, чистописание и Закон Божий.

В 1900 году в школах Курской губернии обучалось свыше 52 тысяч детей, причем число девочек среди учащихся составляло всего 18 процентов.

К 1895 году земские школы были снабжены библиотеками. Их общее число в губернии доходило до 1555. В 1900 году учителя земских школ могли приобрести издания за половину стоимости.

СУЩЕСТВОВАЛИ в губернии и средние учебные заведения: фельдшерско-акушерская и учительская семинария в Курске, реальные училища в Щиграх, Дмитриеве и Курске, мужская частная земская гимназия в Новом Осколе. Учительская школа с трехлетним курсом обучения была организована в Курске в 1873 году. Ее воспитанники изучали Закон Божий, церковно-славянскии и русский языки, математику, черчение, историю, географию, естествоведение, педагогику, пение, рисование, чистописание, гимнастику, гигиену, огородничество и садоводство. В 1890-м школа была преобразована в семинарию. К 1900 году ее окончили 535 человек. Семинария располагала столярно-токарной, переплетной и слесарной мастерскими.

Помимо расходов на свои учебные заведения, земство субсидировало учебные заведения других ведомств: Мариинскую женскую гимназию, епархиальное женское училище, частную женскую гимназию Красовской, частную женскую учительскую школу фон-Рутцен...

СРЕДИ земских общеобразовательных учебных заведений особой строгостью к учащимся отличалась Курская мужская классическая гимназия. Здесь уместно привести небольшой фрагмент из воспоминаний профессора И.И. Чистякова, окончившего Курскую гимназию в 1888 году:

"За оценкой успехов и поведения по четвертям года директор (Д.Г. Жаворонков) следил лично с крайней требовательностью к педагогам и переводы из класса в класс производил с большой строгостью. В результате полный курс гимназии, которая в 70-х годах сделалась восьмилетней, оканчивали, не оставаясь в разных классах на второй год, лишь немногие счастливцы. Так, из учившихся со мною в 1879-80 гг. в приготовительном классе из более чем 60 учеников без задержек окончили курс только двое: я и еще один товарищ. В большинстве же случаев среди оканчивавших курс гимназии не оказывалось лиц, которые прошли бы ее без задержек. Время выпускных экзаменов, так называемых "испытаний зрелости", переживалось родителями оканчивавших учебу учеников со страхом и трепетом: "Даст "Давило" (прозвище директора) аттестат сыну или нет?"

В 1915 году губернское земство затратило на образование свыше 440 тысяч рублей. Средства в то время немалые. Жалование учителей в тот год увеличилось на 20 процентов. Большинство из них получало по 240 рублей в год.

ПОМИМО общеобразовательных учебных заведений в губернии имелись и профессиональные. В 1896-м в Курске были открыты две школы садовых рабочих с трехлетним курсом. К 1915-му году в Щиграх функционировала профессиональная земская школа женского труда с ковровой и кроечной мастерской. В Сужде в том же году - школа ткачества с общеобразовательными предметами. Земские ковровые мастерские с общеобразовательными предметами были в Мирополье и в деревне Касторной Суджанского уезда. В земских сапожных мастерских обучались ремеслу в процессе самого производства. Шили сапоги по принципу разделения труда: каждый сапог проходил через пятнадцать пар рук. При этом мастер получал до 1,5 рубля в день, а ученик начинал с 15 копеек...

Анатолий НАСЕДКИН, краевед. Городские известия №111 от 15 сентября 2007 года

Весь интернет-Курск Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
18.02.2016 г.

Обсудить на форуме

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову