Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ В СОЛОВЬИНОМ КРАЮ

автор: А. Наседкин
 НА СНИМКАХ:
1,2 - свидание жениха с невестой;
3 - свадебный пир в XVII столетии;
4 - свадебные наряды российских невест;
5 - благословение на брак.

В ПЕРВОМ выпуске трудов курского губернского статистического комитета, вышедшего в 1863 году, в статье краеведа А. Машкина детально описывается сватовство и свадьба в городе Обояни. Интересно, как все это было?

Начиналось все с «гляданок», после которых назначались «своды», за ними следовал «сговор», затем делалось «охмеление», перед свадьбой организовывался «девичник». Обряд «гляданок» состоял в том, что жених с родными отправлялись смотреть невесту.

Выводили ее в сопровождении родственницы - «выводчей», обе молились, целовались с приехавшими женщинами и угощали гостей. Затем невеста скрывалась в другой комнате, выходила оттуда в сопровождении «выводчей» только по просьбе гостей - для угощения их вином. В течение вечера она два или три раза меняла свой наряд. Через несколько дней жених и его родные передавали через сваху родителям избранницы о своем желании вступить с ними в родство и об условиях приданого.

В случае согласия родители невесты посылали в дом жениха хлеб-соль. После этого назначался день «сводов». В этот день жених с родными приезжали в дом невесты. Обряд «сводов» проводится так: расстилается на полу шуба вверх шерстью, на которую ставят жениха и невесту, после чего отец и мать невесты благословляют их иконой и хлебом-солью.

Затем родители жениха так же благословляют жениха и невесту. Те целуют всех гостей, а гости поздравляют их. Невеста и жених делают друг другу подарки.

На другой день в доме невесты проходил «сговор». Вечером собирались родные жениха и невесты, а также ее подруги. Мужчины и женщины угощались, а девицы ездили по городу на санях или повозке с песнями и били в таз, дабы возвестить о помолвке. Затем они возвращались обратно к невесте, куда в скором времени собиралась «погода» (неженатые мужчины), и начинались танцы. Такие вечеринки часто устраивали до самого дня свадьбы. Жених каждый день под вечер приходил к невесте с разными лакомствами. Подруги между «сговором» и свадьбой помогали невесте шить приданое.

После «сговора» делалось «охмеление». Происходило это так: мужчины и женщины сидят за столом, а молодежь танцует и веселится. Девицы «обыгрывают» женатых мужчин, поднося каждому чарку водки. Каждый «обыгрываемый» кладет на поднос деньги.

За несколько дней до свадьбы устраивался «девичник», который проходил так же, как и «охмеление».

Накануне свадьбы приданое невесты отправляли ночью в дом жениха через одну из родственниц. А вот так гулялась свадьба.

В день ее все гости собираются в доме жениха, а невеста находится в своем доме с самыми близкими родными и подругами. Те одевают ее к венцу, расплетают косу и перевязывают ее розовою лентой, а голову покрывают платком. Поют свадебные песни. По обычаю в башмак невесты кладут деньги.

Отец и мать жениха благословляют его в своем доме иконой и хлебом-солью. Потом свадебный поезд отправляется к дому невесты. Здесь родители невесты благословляют ее и нареченного зятя.

Простившись со всеми, невеста с женихом, сватом и свахою отправляются в церковь. После венчания молодая чета уже едет в одном экипаже. Поезд, объехав несколько улиц, подъезжает к дому родителей молодой. Новобрачные, сват, сваха и все мужчины остаются у родителей молодой, а женщины все отъезжают в дом родителей молодого. В том и другом доме гости садятся за столы - едят и пьют. Молодые также сидят за столом, но ничего не едят и безмолвствуют. Когда же подадут третье - холодное кушанье, тогда сваха выводит новобрачных из-за стола и молодую «повивает» - заплетает ей волосы на две косы и повязывает голову платком. Затем молодым дают есть (преимущественно курицу), а до того они весь день ничего не едят.

Гостям подносят еще по рюмке вина, а родители новобрачной благословляют зятя и дочь.

Новобрачная со слезами на глазах прощается с родными, после этого все отправляются в дом родителей жениха, а теперь мужа: здесь встречают молодую чету также с иконой и хлебом-солью. Гости после некоторого угощения в скором времени разъезжаются по домам, остаются только сват, сваха и близкие родственники. Сват и сваха отводят молодых в чулан или амбар на приготовленное им ложе, а оставшиеся гости не перестают веселиться.

На другой день бывает «княжий пир». Утром рано сват, сваха и гости собираются к молодым. Тут свата и сваху перевязывают платками, а других гостей - розовыми лентами. Новобрачная делает подарки свекру, свекрови и прочим в семействе, которые со своей стороны одаривают ее деньгами. После этого молодые подносят гостям вино, причем каждый из гостей, выпив его, кладет на поднос деньги «на мыло, белила и алые румяна молодой».

К обеду собирается еще больше гостей и веселье продолжается.

В первый год «молодайка» почти ежедневно посещала своих родителей и проводила у них целый день. Только вечером возвращалась домой.

А. НАСЕДКИН, методист Сеймского дома пионеров и школьников.


Опубликовано: "Городские известия" от 10 апреля 2001 года


Весь интернет-Курск Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
02.09.2013 г.


Дата обновления:


Обсудить на форуме

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову