ПАРОХОДЫ НА СЕЙМЕ |
автор: Ирина МАКСИМОВАСейчас трудно представить, что когда-то по Сейму ходили суда с грузами и пассажирами. А ведь именно на этой реке в Курской области в XIX веке была создана система шлюзов, по которой впервые в Европе прошёл пароход. находилась недалеко от моста через Сейм, между улицей Энгельса и проспектом Кулакова В УКРАИНУ СО СВОИМ САЛОМСогласно летописям по полноводным и судоходным Псёлу и "Семи" (так назывался Сейм) в XI и XII веках удельные князья совершали набеги друг на друга. Но главное - это, конечно, торговля. Именно Сейму, как полагают краеведы, был обязан Курск своим процветанием в те времена. Сейм и Донец связывали судоходным путём северную Русь и юг. Под Курском останавливались ладьи с товарами, плывшие через Дон и Азов к Чёрному морю. Со временем река обмелела, движение по извилистому руслу стало неудобным и даже опасным из-за затопленных на дне коряг. И в XVII веке регулярное судоходство по Сейму прекратилось. Но потом купцы всё же решились сплавлять по реке барки с товаром - на свой страх и риск. Первопроходцем стал льговский торговец Барзен-цов. В мае 1787 года он отправил в Киев судно с конопляным маслом, ветчиной и салом. О чём курский губернатор Александр Зубов сообщил в донесении императрице Екатерине II. Однако плавание по Сейму по-прежнему оставалось, делом немногих рисковых людей. Вместе с тем, рассуждали тогдашние бизнесмены, если наладить торговый путь как следует, то можно получить ощутимую выгоду. И в 30-х годах XIX века в Курске было положено начало большому и смелому проекту. Одни считали его грандиозной авантюрой, другие связывали с ним надежды на успешное будущее. ЦАРСКИЙ ОРДЕН ИНЖЕНЕРУ-САМОУЧКЕУ щигровского помещика и общественного деятеля Михаила Пузанова (дальнего родственника известного курского изобретателя Фёдора Семёнова) не было специального образования. Можно сказать, он был гидротехник-самоучка. На свои деньги Пузанов проплыл 750 километров по Сейму, чтобы изучить все плотины, отмели и перекаты. И в результате именно его проект устройства судоходства власти признали наиболее реальным для воплощения и не слишком дорогостоящим. В основе - оригинальная система шлюзов, то есть сооружений для пропуска судов при разном уровне воды. Всего их было шестнадцать. И три пристани - в Курске, Льгове и Рыльске. Как все новые затеи такого масштаба, дело шло тяжко. Даже несмотря на то, что император Николай I и его супруга Александра Фёдоровна поддержали начинание. И выделили 100 тысяч рублей. В честь императрицы проект назвали "Александрийское водяное сообщение". Много сил приложили для его реализации курские губернаторы Павел Демидов и Михаил Муравьёв. Строительство сопровождалось конфликтами и скандалами - владельцы водяных мельниц требовали внушительные суммы за уступку земли. Тогда экскаваторов не было и в помине, чернорабочие и землекопы (только из Белоруссии их было более шестисот человек) работали с лопатами и носилками. Но через семь лет, в 1839 году, открытие Сеймского судоходства от Курска до Десны все-таки состоялось. А Михаил Пузанов получил царский орден. ЧУДО ТЕХНИКИДля судоходства использовалась людская и лошадиная тяга. По правилам барки (несамоходные деревянные плоскодонные судна) должны быть длиной 45 метров, шириной 11 метров. Чтобы тянуть барку с грузом около 90 тонн, требовалось семь чернорабочих, два лоцмана, более двадцати рабочих на носу и корме. А для конной тяги - три лошади. В 40-х годах позапрошлого века судоходство было оживленным: курские купцы вывозили в другие губернии муку, зерно, конопляное масло, кожу, сукно, вино, а привозили для продажи круглый лес, доски, стекло, железо. За сезон (с апреля по октябрь) по Сейму проходило более девяноста судов. В 1846 году Сейм прославился как первая в Европе река с системой шлюзов, по которой прошёл пароход. Ведь считалось, что шлюзы не рассчитаны на движение паровых судов. 8 мая к курской пристани пристал пароход "Людиново" (краеведы предполагают, что Алексан-дринская пристань была в районе нынешних мостов через Сейм между улицей Энгельса и проспектом Кулакова). Трудно представить, какая новинка техники могла бы сейчас вызвать такой восторг публики. А тогда, как писали газеты, по пути следования парохода крестьяне бросали работу и бежали по берегу. А то и кидались за ним в воду. Купцы запирали свои лавки, дворяне и чиновники бежали к пристани, чтобы посмотреть на "предвозвестника счастливой будущности". Конечно, пароход был не гигант. Длина судна составляла всего 22 метра. Развивало оно скорость до пятнадцати километров в час и вмещало с десяток пассажиров. ГДЕ ПЛАВАЛ РЕЧНОЙ ТРАМВАЙЧИК?К сожалению, "Александринское судоходство" просуществовало около двадцати лет. После чего непрерывное движение судов Прекратилось. Почему так вышло? Есть несколько версий. Во-первых, в те годы появилось железнодорожное сообщение, которое оказалось более выгодным для перевозки товаров. А во-вторых, шлюзы и каналы нужно было ремонтировать, но денег на это не хватало. Помещики и вовсе не желали, чтобы на землях, находящихся в их собственности, велись гидротехнические работы - даже в суд подавали. Вернуть Сейму былую судоходную славу власти хоте-, ли в 30-х годах прошлого века. Водный путь перевозки товаров посчитали экономически выгодным. Но помешала война. Последние суда можно было видеть на Сейме в 1960-х годах. На участке возле Рыльска баржи перевозили грузы для сахзавода, а прогулочные катера катали пассажиров по живописным местам Курска. - В 1930-х годах от Боевой дачи до Солянки по Тускари и Сейму ходил речной трамвай, - вспоминает курский краевед Владимир Ковалёв. - Это небольшой уютный катерок примерно на двадцать пассажиров. Им пользовались не только для прогулок, но и с практической целью. Ведь в деревнях Ламоново (теперешние улицы Серегина, Гагарина) и Рышково тогда еще не ходил другой транспорт. Чтобы трамвай проплывал свободно, Барнышёвский мост (площадь Добролюбова) и мост в районе старого кожзавода были "горбатыми". Трамвайчик проделывал путь от боевки до Солянки за час, проезд стоил один рубль. Опубликовано "Единая Россия. Курский областной вестник" 24 июня 2010 г. Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 24.06.2010 г. |
|