ОБ ИСТОРИИ ЛИПИНСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА -
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОРОДА ЛИПОВЕЧСКА

автор: В.В.Енуков
- Границы поселения и городища у с.Липино Октябрьского р-на Курской обл.
- Границы могильника у с.Липино Октябрьского р-на Курской обл.
- Охранная зона археологического комплекса у с.Липино Октябрьского р-на Курской обл.

В 15 км к западу от современной границы Курска, около с. Липина Октябрьского района находится крупный археологический комплекс, который состоит из городища с хорошо сохранившимися остатками укреплений в виде насыпи вала до 6 м высотой и глубокого рва, примыкающего к нему обширного неукрепленного поселения, а также нескольких крупных древних кладбищ (два курганных и один бескурганный могильники). Памятник раскинулся в живописном месте, на высоком берегу Сейма - древней реки «Семь» летописей.

Первые раскопки на городище и поселении были произведены еще в начале XX в., однако свою известность комплекс получил главным образом после работ одной из крупнейших в послевоенное время экспедиции -Деснинской, которая была организована Академией наук и проводила свои работы в 1947-1951 гг. Начиная с 1993 г. памятник исследуется Посемьской экспедицией Курского педуниверситета и Курского музея археологии. Полученные в результате материалы ставят комплекс в число наиболее изученных на территории Южной Руси и позволяют достаточно подробно восстановить историю его развития.

Первое поселение на этом месте возникло в эпоху бронзы (II тысячелетие до н. э.). По всей видимости, оно было кратковременным и не оставило значительных следов. Интересно, однако, отметить, что в ходе раскопок были обнаружены остатки пашни, обрабатываемой в этот период. С VI по III вв. до н. э. здесь обитали племена, находившиеся под большим влиянием скифов. К этому времени относится и сооружение вала с напольной стороны мыса, на котором располагалось городище.

Заброшенное более, чем на тысячу лет, городище было заселено в IX-X вв. племенами роменской культуры, которую уже традиционно связывают с летописным союзом племен северян. В свою очередь, в рамках этого союза на территории Посемья складывается мощная племенная группировка «семичей». Судя по всему, во многом ее сила определялась тем, что в X в. семичи смогли взять в свои руки значительный участок торгового пути, по которому на территорию всей Южной Руси, включая Киев и Чернигов, поступало арабское серебро в виде монет. Значительная его часть оседала у самих семичей, причем они создали даже собственную денежную систему, для чего обрезали «в кружок» арабские монеты с целью подгонки под необходимую весовую норму, а также начинали чеканить свои монеты - подражания дирхехмам. В организации торговли обращает на себя внимание следующее. На всех важнейших перекрестках торговых путей Восточной Европы появлялись, как правило, вольные дружины викингов - варягов русских летописей. Последние, судя по сагам, хорошо знали о существовании торгового пути по Сейму (скандинавское Seimgol), однако их следы в Посемье отсутствуют. Местная племенная аристократия прочно держала власть в своих руках, не терпя чужаков, не подчиняясь киевским князьям, а также успешно обороняясь от грозных врагов - степняков. Для реализации последней задачи была создана продуманная, глубоко эшелонированная система из цепочек хорошо укрепленных городищ, расположенных по берегам рек. В ней заметную роль играло древнее Липино, защищавшее значительный участок по Сейму.

В это время городище с напольной стороны укрепляется более высоким валом с деревянными конструкциями и глубоким рвом. К этому периоду относятся остатки многочисленных построек, как жилых, так и хозяйственных, находки предметов быта и вооружения, арабские монеты и т.д.

В кон. X - нач. XI вв. киевский князь Владимир Святой решил подчинить непокорное Посемье, которое представляло собой достаточно важный как в стратегическом, так и во внешнеэкономическом плане регион, для чего послал сюда свои дружины. Отражением этого на памятниках являются следы пожаров. Не миновал разгром и Липино. Жизнь на городище замерла почти на 100 лет. Киевские посадники запрещали восстанавливать укрепления, справедливо опасаясь превращения их в оплоты племенного сепаратизхма. Однако именно в XI в. непосредственно у Липинского городища формируется огромное поселение. На рубеже XI - ХII вв. на месте ранее хаотичной застройки появляются улицы с усадьбами, обнесенные бревенчатыми частоколами. Усадебная структура считается характерным признаком крупных древнерусских городов, причем в пределах их укрепленных частей. Подобное явление на неукрепленном поселении является уникальным и более нигде неизвестно.

Одновременно с возникновением усадебной системы на городище возводятся мощные укрепления, состоящие из трех смыкающихся линий срубов-клетей. Памятник в ХII в. представляет собой настоящий город, состоящий из городища-детинца и примыкавшего к нему обширного посада, где проходила основная хозяйственная жизнь. Вероятно, к ковшу XII в. город становится центром самостоятельного княжества. Есть все основания полагать, что Липинский археологический комплекс соотносится с известным по письменным источникам городом Липовечском. Летописи донесли до нас имена двух липовечских князей - Святослава и его брата Александра. В 1283 г. Святослав вместе со своим «сродником» рыльским князем Олегом начинает военные действия против захвативших Русь монголов. Бежавший от князей курский баскак Ахмат привел ордынскую карательную рать. Олег прекращает борьбу и даже выступает против своего «сродника», однако Святослав со своей дружиной и позднее ведет партизанскую борьбу против захватчиков, в которой и гибнет от руки Олега. Александр отомстил за брата, однако сам пал в неравной борьбе. Вероятно, следствием этого явился и разгром города, после чего жизнь в нем навсегда прекращается. Однако позднее в непосредственной близости от него появляется монастырь, отмеченный в письменных источниках начиная с XVII в. под названием «Льпиновская пустынь». Известно, что на Руси выбор места под монастырь был неслучайным. Как правило, оно было связано с каким-либо знамением. Наверняка так было и с Льпиновской пустынью. К сожалению, с каким точно событием связано строительство монастыря - нам неизвестно. Тем не менее, местное население до сих пор знает источник со святой водой, который наверняка связан с монастырем, а, вполне вероятно, восходит и к древнерусскому «граду» Липовечску. По некоторым наблюдениям, в том числе и в ходе полевых исследований, есть основания предполагать, что на площадке городища располагались крупное языческое святилище IX - X в., возможно, имевшего межплеменной характер, а с принятием христианства здесь была построена церковь.

Поискам этих интереснейших объектов предполагается посвятить полевой сезон 1998 г.

Липинский археологический комплекс является уникальным памятником нашего исторического наследия, классическим примером эволюции племенной крепости в древнерусский город, центр княжества. Степень его изученности в сочетании с упоминаниями в летописях ставят его в ряд эталонов. Прекрасные подъездные пути, постоянные раскопки в течение полевого сезона, а также живописность ландшафта делают памятник достойным объектом развития туризма. Посемьская экспедиция включена в число экспедиций, в которых могут принимать участия иностранные туристы (весьма распространенная за рубежом форма отдыха). На сегодняшний день имеются дешевые технологии консервации археологических объектов, что, несомненно, будет способствовать росту интереса к памятнику.

В.В.Енуков - Начальник Посемьской экспедиции, председатель Ученого совета Курского музея археологии, старший научный сотрудник Курского педуниверситета, доцент, кандидат исторических наук

Статья написана не позже середины 1998 года.


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
17.12.2010 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову