ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ КРЕПОСТИ ДО ВЕКА МЯТЕЖЕЙ

автор: Мария КОНЕВА

Рассказать об истории города могут не только летописи и археологические раскопки. Чем ближе к нашему времени, тем больше документов свидетельствуют о событиях, которыми жили наши предки. Курск пережил татаро-монгольское нашествие и возродился вновь. Какой была жизнь наших предков? Увидеть своими глазами частички того времени можно в Областном краеведческом музее. А нашим читателям о возрождении Курска рассказал заместитель директора музея по научной работе, кандидат исторических наук Игорь Плаксин.

 

МЕЖДУ ОРДОЙ И ЛИТВОЙ

Каким бы страшным ни было татаро-монгольское нашествие, часть коренного населения Курска пережила его. Те, кто прятался в болотах и лесах, вернулись в селения. К коренным жителям постепенно стали добавляться пришлые. В основном это были беглые крестьяне. Спасаясь от тяжкого гнета помещиков, они бежали на окраины, в том числе и в наши земли. В это время в Курске практически не было власти, а если она и была, то настолько слабая, что бояться было некого.

Зато когда в Курском крае начали возделывать землю, государство обратило внимание на эти территории и прислало сюда служилых людей. За несение службы им выделяли землю. В Курск приходили служить стрельцы, пушкари, воротники. Увеличилось население - появилась необходимость в чиновниках. Была создана администрация - сначала так называемая губная изба, затем приказная (съезжая) изба. Их работу обслуживал целый штат служащих.

В конце XIII-XIV веках часть курских земель оказалась под властью Орды, часть - в составе Великого княжества Литовского. Русские князья и бояре, жившие на землях, принадлежащих Литве, служили Гедиминовичам и получали жалование. Крестьянам этих земель тоже жилось относительно легче, нежели тем, кто находился под властью Орды. Литовские феодалы не стремились сюда, опасаясь близости Дикого поля. Кроме того, русский язык долгое время имел статус государственного языка Речи Посполитой, поскольку русские земли занимали больше половины ее территории. У Литовского княжества были реальные предпосылки, чтобы объединить русские земли, но воспользоваться своим шансом Речь Посполитая не смогла: победившие в ней пропольские группировки стали насаждать польский язык и католичество. Началось преследование православных, и русское население стало ориентироваться на Московское государство. Между Москвой и Литвой шли постоянные пограничные войны, в результате которых русские земли в начале XVI века перешли к Московскому государству.

ПОРУБЕЖНИКИ КУРСКИЕ

Официальной датой свержения татаро-монгольского ига считается 1480 год. Однако набеги продолжались и после знаменитого стояния на реке Угре. Золотая Орда распалась, но ее "осколки" продолжали представлять опасность. Непосредственной угрозой для курских земель были Крымское ханство и Ногайская орда. Опасность была большая, как писал современник в летописи: "Батый молнией прошел, а сейчас татары не вылезают из русской земли".

Перед государством стоял серьезный вопрос - как защитить себя от врага. Иван IV Грозный сумел покорить Казанское и Астраханское ханства. А вот в борьбе с угрожающим Курску Крымским ханством был бессилен. Крым - вассал Турции, воевать против которой Московскому княжеству не хватило бы сил. К тому же в то время шла Ливонская война, и воевать на два фронта было бы крайне опасно. Иван Грозный ограничился строительством оборонительных укреплений на юге, в том числе и в Курской земле.

По Курскому краю проходило несколько десятков татарских дорог: Муравский шлях, Кальмиусская сакма, Ногайская дорога. Для того чтобы вовремя заметить приход врага, были созданы станичная и сторожевая службы. Первая представляла собой небольшие отряды (человек по 30), которые выезжали далеко в поле. Их задача - следить за движением противника. Если они замечали приближающееся войско, то отправляли кого-то с сообщением, а сами продолжали следить, стараясь остаться незаметными. Менялось направление продвижения противника - еще один гонец скакал в крепость сообщить об этом. Сторожевая служба также имела своей целью предупредить о подходе врага. Только в стороже было всего несколько человек, которые курсировали в поле на незначительном отдалении от крепости. Для передачи сигнала использовали дым костров на сигнальных вышках.

Чтобы замедлить продвижение противника, строились засечные линии. Татарская конница хороша в степи, а вот в лесу ей уже труднее. Там, где шляхи проходили через лес, делались засеки. Рубили деревья на высоте метр-полтора и укладывали их кронами в сторону врага. Чтобы преодолеть препятствие, татарам нужно было спешиться, разобрать завал или сделать новую просеку.

На реках, где имелись броды, устанавливали "частики" - заостренные колья ставились в воде так, чтобы их было не видно. Врагу приходилось убирать "частики", искать другой брод или переправляться вплавь, на что также требовалось время. В полях делались огромные рвы, строились валы, укрепленные частоколом. Засечные линии могли идти на несколько десятков километров. Конечно, это преодолимое препятствие, но оно отнимало у противника время.

Кроме того, активно велось строительство крепостей. Многие города появились в конце XVI века. Была отстроена заново и Курская крепость. А в 1597 году царь Федор Иоаннович повелел создать на месте обретения Курской Коренной иконы Знамения Божьей Матери мужской монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Настоятелем-игуменом в эту обитель был назначен священник из Рыльска Георгий. В монашестве он получил имя Евфимий и стал первым настоятелем монастыря. На месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления чудотворного образа выстроена церковь во имя Живоносного Источника.

В 1598 году при нашествии крымских татар на юг России икона Знамение Божьей Матери была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыни был составлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года. По повелению царя Михаила Феодоровича она вернулась в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года святая икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь переносилась лишь на время.

БУНТАШНЫЙ ВЕК

Закрепощение крестьян, тяжелая служба стрельцов и казаков приводили к народным возмущениям. Жажда воли и русский бунт не миновали жителей Курского края. Мятежное время описала в своей в статье кандидат исторических наук Галина Чурилова.

В XVII веке в составе Российского государства сложилось особое образование - казачье Донское войско. Обязанностью казачества являлась охрана границ. Вольная земля со своим выборным самоуправлением, выборной властью, своей казной и общинной формой землепользования влекла тысячи людей со всей России. Много бежало на Дон и курских жителей. Посадские, из монастырских слобод, мелкий служилый люд охотно шли на службу в казаки. В феврале 1646 года был объявлен набор в помощь войску Донскому "всяких охочих вольных людей с тягла". Из Курска, Рыльска, Севска набралось более тысячи человек, к апрелю отряд был уже в Воронеже, а люди все прибывали, и власти поспешили поскорее отправить всех на Дон.

XVII век назван в истории "бунташным временем". Целая волна бунтов и восстаний прокатилась по стране. Бунтарский дух окраин бродил в Курских краях. На Руси была известна поговорка: "Нет у белого царя вора (то есть мятежника, бунтаря), пуще курянина". Возросла тяжесть службы стрельцов и казаков. Из-за феодального гнета стрельцы самовольно оставляли службу и становились монастырскими крестьянами. Для сыска стрельцов и возврата их в государеву службу в Курск был прислан стрелецкий голова Теглев. Возмущенные его действиями стрельцы разгромили съезжую избу, убили Теглева и собирались убить всех дворян. Присланное из Москвы войско учинило жестокую расправу: наиболее активных пять человек повесили по дорогам, остальные восставшие были биты кнутом и посажены в тюрьму или сосланы.

Бунташный Курский край обожгло и пламя разбойных походов Степана Разина. Дух народной вольницы, притягательная идея устройства Российского государства по типу казачьей республики собрали под знамена Стеньки Разина бывших крестьян, беглых, казачью голытьбу. Куряне не проявляли активности в организации обороны города в случае появления мятежных отрядов. В декабре 1670 года из Разрядного приказа прибыла грамота курскому воеводе Василию Ивановичу Волжинскому с требованием наказать служилых людей Курского уезда, не желающих собираться в город для обороны. Дело дошло до того, что у городских ворот на карауле, кроме посадских людей, стоять было некому, так как "стрельцы и казаки все в Курском уезде" оказались "ослушниками". С разгромом движения Степана Разина боярин и белгородский воевода князь Григорий Ромодановский спешил сообщить государю в челобитной, что "донских казаков атаман Корней Яковлев приехал в Курск и воров и изменников Стеньку Разина и брата ево Фролка привез 21 числа". В тот же день под конвоем они были отправлены в Москву.

Но не утихали бунтарские настроения на южных российских окраинах. Отозвались в Курском крае и эхо церковного раскола, и стрелецкий бунт в Москве в 1682 году. В ноябре 1682 года в селе Грайворон восстали митрополичьи крестьяне. Белгородский воевода Петр Скуратов приговорил зачинщиков бунта белгородца Федьку Озерова и крестьянина Трошку Чепурного повесить, остальных крестьян "бить кнутом на козле на торговой площади и в проводку нещадно и вернуть митрополиту Белгородскому и Обоянскому Михаилу в крестьянство". Так русские бунты раз за разом терпели поражения.

Материал подготовила Мария КОНЕВА. (Еженедельник "Курск" от 02.05.2012)


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
27.10.2014 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову