КУРЧАНЕ В СОЛДАТСКОМ ПОЛКУ ИНОЗЕМНОГО СТРОЯ ФРАНЦА ПЕЦНЕРА (ИНДРИКА ФАНДАМА) В 1630 - 1634 ГОДАХ.

автор: А. Куркулев

Российское государство не смирилось с потерей по условиям заключённого в 1618 г. Деулинского перемирия с Речью Посполитой смоленских, черниговских и северских земель и с 1627 года стало готовиться к войне. В протестантской Европе в обмен на зерно и селитру закупались вооружения и боеприпасы, с помощью шведов в Туле и Кашире началось строительство оружейных заводов.

Спешно возрожденная после недавней смуты русская армия, состоявшая из дворянской поместной конницы, стрельцов и артиллерии, не имела достаточного боевого опыта. А ей предстояла упорная борьба с хорошо вооруженным и обученным польским войском, и захват Смоленска, являвшегося первоклассной крепостью. [1] Поэтому московское правительство решило сформировать солдатские полки по образцу западноевропейских армий, которые должны были стать костяком Русской армии.


Русская поместная конница 16-17 вв. Рисунок Александра Аверьянова.

Изначально предполагалось создать два полка пехоты под командованием Александра Лесли и Франца Пецнера, обученных европейскому строю, каждый в тысячу человек, укомплектованных исключительно детьми боярскими, сформировав, таким образом, дворянскую пехоту иноземного строя, в дополнение к дворянской коннице.

В апреле 1630 года во многие служилые "города" была разослана "государева грамота" с предписанием выслать списки "детей боярских безпоместных, верстаных и неверстаных", которые по бедности не могли нести службу в дворянской коннице. Им предлагалось быть "в ратном ученье на Москве у дву немецких полковников: у Александра Лесли да у Франца Пецнера". [2]

Всем записавшимся детям боярским было обещано жалованье "для их бедности" в размере 5 руб. человеку в год и кормовые деньги по алтыну (3 коп.) в день. Кроме того, каждый получал казенную пищаль с боеприпасами. [2;3]

Вместе с тем правительство стремилось развеять подозрения, что вновь прибранные в солдатскую службу дети боярские будут отчислены из служилого "города" и уже не смогут получить поместье. Им предписывалось сказать, что служба "с городы" и прииск поместий по-прежнему является их правом: если они "приищут" поместья и захотят служить с "городом", то это будет позволено, неверстанные же будут поверстаны и также испомещены. [2; 4]

Этой грамотой было положено начало созданию и комплектованию полков иноземного (нового) строя в Русской армии.

По предписанию "государевой грамоты" Курский стольник и воевода Никифор Сергеевич Собакин составил списки беспоместных детей боярских, которые были отправлены в Москву в Иноземский приказ, который ведал формированием "полков нового строя". [5]


Фрагмент столбца Московского стола 1630 г. со списком курских беспоместных детей боярских.

Однако организация русских полков иноземного строя шла медленно. За летние месяцы 1630 года удалось собрать лишь 60 человек в эти новые полки. Дети боярские, особенно из более богатых, не затронутых польско-литовской интервенцией 1609-1618гг. замосковных и северо-западных "городов", не спешили записываться в солдатскую службу. Их не прельщала тяжёлая служба в пешем строю. Как полагал Е. Д. Сташевский, большинство детей боярских, записанных в солдатскую службу, принадлежали к украинным, рязанским, северским и "польским" "городам". [4]

Поэтому к концу 1630г. было разрешено нанимать в солдаты казаков, татар и другие категории "вольных охочих людей". Процесс пошел быстрее, однако только к октябрю 1631 года численность полка под предводительством Франца Пецнера выросла до 1600 человек рядовых, при 160 "начальных людях", представленных в большинстве своём завербованными в странах Европы инструкторами.

Из "раздаточной книги кормовых денег солдатам" следует, что в полку Франца Пецнера весной 1632 г.служило 83 "курчан" - детей боярских из Курского уезда [6]:

стр. 181 об.

Курченя:

Купреян Наумов сын Дедов

Микула Якимов сын Алпеев

Костянтин Данилов сын Алпеев

Кузьма Григорьев сын Боев

Евтифей Титов сын Колугин

стр. 182

Осип Андреев сын Посошков

Фотей Иванов сын Ханин

Григорей Евтифеев сын Спицын

Петр Игнатьев сын Фатьянов

Архип Костянтинов сын Басов

Сила Оксенов сын Косинов

Онисим Левонтьев сын Быканов

Филип Иванов сын Жилин (Жиленков)

Ортемей Фролов сын Костин

Офонасей Михайлов сын Непочатово

Данило Свиридов сын Костин

Иван Харитонов сын Сметцкой

Василей Филипов сын Скиндирев

Михайло Григорьев сын Слитков

Иван Павлов сын Мишустин

Григорей Смирново сын Хватнев

Родион Амосов сын Михайлов

Дмитрей Мелентьев сын Еремин

Потап Левонтьев сын Сметцкой

Семен Офонасьев сын Майков

стр. 182 об.

Парфеней Агеев сын Боев

Захарей Микитин сын Яглевской

Ондрей Офонасьев сын Мезинцов

Гаврило Игнатьев сын Есков

Федор Ондреев сын Сохин

Максим Савинов сын Коптев

Обакум Григорьев сын Почернев

Емельян Степанов сын Огарков

Семен Никитин сын Маслов

Левонтей Григорьев сын Вешняков

Василей Федоров сын Захаров

Савостьян Иванов сын Косьянов

Елисей Неустроев сын Кобызев

Тимофей Сысоев сын Филипской

Тимофей Иванов сын Чюпахин

Русин Ефимов сын Обросов

Иван Селиверстов сын Ерпялев

Левонтей Игнатьев сын Овсянников

Левонтей Григорьев сын Боев

Арист Григорьев сын Неботов

стр. 183

ОлексейОксентьев сын Мясищев

Олексей Карпов сын Быканов

Фатей Гаврилов сын Курлов

Олексей Лаврентьев сын Офонасьев

Ларивон Михайлов сын Сергеев

Микита Фролов сын Зевякин

Семен Якимов сын Голахтионов

Игнатей Власов сын Голахтионов

Семен Филипов сын Костин

Сергей Ефремов сын Павлов

Василей Федоров сын Почернин

Исак Григорьев сын Криволапов

Осип Федоров сын Чернышов

Иван Семенов сын Пузиков

Константин Степанов сын Обышкин

Ефрем Тимофеев сын Маслов

Олексей Тимофеев сын Маслов

Трифон Ондреев сын Спицын

Федор Оверкеев сын Сергеев

Онофрей Олексеев сын Чюйков

стр. 183 об.

Иван Еуфимьев сын Старосельцов

Иев Карпов сын Михайлов

Иван Онисимов сын Брежнев

Микифор Сильев сын Пронской

Григорей Яковлев сын Фурсов

Осип Степанов сын Кобызев

Сава Ефремов сын Крюков

Сидор Федоров сын Стародубской

Офонасей Григорьев сын Почернев

Тимофей Ондреев сын Фурсов

Воин Евлампиев сын Шатохин

Ермола Ондреев сын Быканов

Иван Сергеев сын Катунин

Онтон Иванов сын Трубицын

Кузьма Захарьев сын Офонасьев

Михайло Лаврентьев сын Пятин

Фома Максимов сын Олтухов

Левонтей Михайлов сын Сергеев

И всего курчан 83 человека.

Полк, состоящий из восьми рот, возглавлялся полковником Францем Пецнером, а после смерти последнего 22 октября 1631г - Индриком Фандамом (ван Дамом) и носил название своего командира [7]. В каждой роте было 20 начальных людей (в их числе капитан, поручик и прапорщик, 3 сержанта, каптенармус, квартирмейстер, писарь, 6 капралов, лекарь, 3 барабанщика) и 200 рядовых, из них 128 вооружались мушкетами, подсошниками и полупиками, 64 - шпагами и пиками, а 8 служили в качестве посыльных [8].

До нас не дошло сведений о том, чему и как учили иноземцы первых русских солдат, но известно, что в течение нескольких месяцев усиленного обучения они должны были получить необходимые навыки в обращении с оружием и строевой службе. Одновременно правительство стремилось подготовить низший командный состав из среды русских людей [3].

К апрелю 1632 г. солдатский полк Индрика Фандама, полностью укомплектованный, обученный и вооруженный, был включен в войско воеводы Михаила Борисовича Шеина.

30 апреля 1632 г. умирает польский король Сигизмунд III. Русское правительство решило использовать этот момент и пошло на разрыв Деулинского перемирия. Проведённый в июне 1632г. Земский собор объявляет Польше войну. Однако началу активных боевых действий русской армии помешало неожиданное нападение крымских татар на южные уезды Русского государства. Только 10 сентября главнокомандующий русской армии боярин Михаил Борисович Шеин получил указ о начале боевых действий против Польско-Литовского государства.

Полк Индрика Фандама принимал участие во всех боевых действиях основных сил русского войска под Смоленском в 1632-1634гг.

Как известно, Смоленская война закончилась поражением армии Шеина и "почётной капитуляцией". По условиям подписанного 21 февраля 1634 г. соглашения Шеин беспрепятственно отвёл к русской границе остатки своей армии - 8056 воинов с личным оружием, знамёнами, 12 полевыми пушками, но без осадной артиллерии и обозного имущества. Ещё около 2 тысяч раненых и больных было оставлено в лагере до излечения, после чего они должны были вернуться в Россию.

Несмотря на плачевные результаты Смоленской компании, стоит отметить, что новые русские солдатские полки, даже по свидетельству самих поляков, были обучены лучше, чем их пехота. Однако крах Смоленского похода самым пагубным образом сказался на судьбе новой армии. В Москве посчитали, что она обходится слишком дорого и после заключения Поляновского мира остатки полков были распущены по домам [8].

Перед этим правительство сдержало данное в 1630 г. обещание. Неверстанные "курчяне дети боярские" полка Индрика Фандама, которые участвовали в Смоленской войне "с приходу до отходу" были в июле 1634 года поверстаны в Москве в Казанском дворце поместными окладами в 250 четвертей и денежными окладами в 8 рублей [9]:

А беспоместные дети боярские, служившие в солдатском полку иноземного строя Индрика Фандама по возвращении в Курск были испомещены и приписаны к "городу". Так, например, детям боярским курчанам Потапу Леонтьеву сыну Смецкому и Филиппу Иванову сыну Жиленкову в январе 1635 г. "по Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии грамоте" губной староста Микифор Шуклин "отделил пополам по пятьдесят чети человеку в их оклады по двести пятьдесят чети" поместье Степана Андреева сына Матвеева в Курском уезде в Тускарском стане в селе Троицком на Рати [10]:

Таким образом, создание в 30-х годах XVII века полков нового строя, не привело к построению в Российском государстве регулярной армии. Однако этот опыт был позднее применен при формировании солдатских, драгунских и рейтарских полков, которые во время русско-польской войны 1654 - 1667 гг. стали основной частью вооружённых сил.

ИСТОЧНИКИ

1. Голицын Н.С. Русская военная история, СПб., 1878, ч.II, стр. 538 - 547

2. Государева грамота на Кострому воеводе о высылке в Москву беспоместных детей боярских для обучения их ратному строю у немецких полковников. РГАДА, ф. 210, оп. 9 Столбцы Московского стола, д. 53, ст.1, л. 177-180

3. Чернов А.В. Вооруженные силы Русского государства в XV-XVII вв., М:Воениздат, 1954, стр. 134 - 138

4. Лаптева Т.А. Провинциальное дворянство России в XVII веке, М.: Древлехранилище, 2010, гл. 1.4. Служба "городов" во время Смоленской войны

5. Список дворян и детей боярских Курска. РГАДА, ф. 210, оп. 9 Столбцы Московского стола, д.1070, ст.1, л. 9-17

6. Книги раздаточные кормовых денег (месячных и годовых) на платье солдатам детям боярским, новокрещенам, татарам, казакам, казачьим детям и племянникам в полку Франца Пецнера 7140г. РГАДА, ф. 210, оп.6 Книги Московского стола, кн. 44, лл. 181об.-183об.

7. Малов А.В. Командиры частей нового строя в 1628-1636гг. (от подготовки к Смоленской войне до роспуска частей нового строя после её окончания). Археографический ежегодник за 2009-2010 годы, стр. 139, 141

8. Пенской В.В. От лука к мушкету: вооруженные силы Российского государства во 2-ой половине XV-XVII вв.; проблемы развития. Белгород, 2008 г., стр. 72 - 85

9. Список новиков - солдат, детей боярских, казаков, казачьих детей, их братьев и племянников, и вольных людей разных городов, поверстанных в Казанском дворце в 1634г. поместными и денежными окладами за смоленскую службу и терпение. РГАДА, ф.210, оп 4, кн. 147, л. 101

10. РГАДА, ф. 1209, оп.2, кн. 1584, л.154 - 155

Предоставлено автором для публикации на сайте "Курск дореволюционный"


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
14.05.2019 г.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову