Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

СЛОБОДА ЯМСКАЯ г. КУРСКА (В прошлом)

автор: H.А.Волкова

РЕДКАЯ ПУБЛИКАЦИЯ О ГОРОДЕ КУРСКЕ

В 1928 г. в Курске была опубликована отдельным изданием статья С. Н. Ефременко "Слобода Ямская г. Курска (в прошлом)". Она была заказана автору Курским обществом краеведения с тем, чтобы дать фактический материал учителям школ по истории родного города. Особенные просьбы по этому поводу высказывались учителями школы при железной дороге. Видимо, этим обусловлен и выбор Ямской слободы как объекта изучения. С. Н. Ефременко по крупицам собирала материал по рассказам старожилов, по старым, сохранившимся документам. В статье много интересных фактов из жизни ямщиков - первых поселенцев слободы Ямской, описан их быт, нравы, обычаи, обряды.

После 1928 г. данная работа больше не публиковалась и представляет собой библиографическую редкость. Поэтому нам кажется, что содержание ее будет интересно современному читателю, особенно жителям г. Курска, т. к. она "приоткрывает дверь" в прошлое родного города.

Нами проводится не вся статья, лишь выбранные места, которые, на наш взгляд являются наиболее значительными и любопытными для читателя. Мы сохраняем орфографию, стиль и смог автора без изменений, а также подстрочные примечания. Считаем целесообразным дать также краткую справку об С. II. Ефременко, которую нам любезно предоставил проф. С. П. Щавелев.

Софья Николаевна Ефременко (1884-1950) -учительница курских школ, член Курского городского (затем губернского) краеведческого общества. Активно участвуя в работе культурно-исторической секции последнего, подготовила к публикации и прокомментировала некоторые ценные документы XVII-XVIII в. в. См. ее статьи: Черты жизни Курского края по архивным материалам XVIII в. Известия КГ ОК. 1927. № 1-2: Типография Рыльского уезда XVII в. Там же. 1927. № 6.

Стиль ее материалов плохо согласовывался с требованиями большевистской идеологии и советской цензуры. Например, свою статью о рыльской топографии она завершает следующим пассажем: "... Удел неодушевленных предметов счастливее живых существ. Давно люди, упоминаемые в документе, ушли от нас. Сама жизнь настолько изменилась, что если б встал предок, лишь 50 лет назад ушедший от нас, он не узнал бы пашей жизни. А мертвые предметы сохранились и будут стоять еще долго и служить новым поколениям, в немоте своей храня предания былой старины и своим постепенно разрушающимся видом наталкивать мимо летного гостя на земле - человека на мысль о бренности и краткости жизни человеческой". Подобные мысли накануне первой пятилетки, коллективизации и индустриализации оценивались партийными функционерами как вражеская вылазка. С. Н. Ефрсмснко больше не публиковалась в журнале курских краеведов. В 1928 г. ей удалось издать маленьким тиражом брошюру: "Слобода Ямская г. Курска (в прошлом)". После этого следы ее краеведческой деятельности по печатным и архивным источникам не прослеживаются.


© С.Н. Ефременко

СЛОБОДА ЯМСКАЯ г. КУРСКА (В прошлом)

Курск очень древний город, он существует почти 1000 лет. Разграбленный татарами окончательно в 1278 г., он возвращается к жизни лишь в конце XVI в. (в 1597 г.).

В начале XVII в. Курск состоял из крепости, посада и целого ряда слобод и слободок, занимавших всю территорию города. Слободы эти были следующие: Городовая Подъяческая, Рассыльная. Ендовищенская, Черкасская, Солдатская, Стрелецкая, Казацкая и др.

Слободы эти, кроме ныне существующих, в 1808 г. вошли и состав города и население их было приписано к городскому мещанскому сословию.

Ямская слобода - название пригородных слобод многих городов России, в старину заселенных ямщиками, обязанными (некогда) "гонять" почту; местами потомки ямщиков и поныне занимаются извозным промыслом. Большинство ямских слобод слились с городами и совершенно утратили свой характер; о многих из них осталось одно название, так, например. Ямская ул. в Ленинграде, Ямские слободы в г.г. Москве, Твери, Курске и мн. др.

Ямская слобода в Курске существовала уже в первой четверти XVII в., до 1629 г. она называлась Ерской, (Ерек, Ерик - слово турецкое. Джагатайск. нареч, значит - небольшой ручей.) В дальнейшем из доклада видно, как много в Ямской было ручьев, это и послужило названием слободы Ерскою, т. е. слободы ручьев, шли за ручьем.) а после 1629 г. ее наз. Емская, Ямская. В 1629 г. в Ямской была церковь Введения. Подобно всем другим церквам она была обложена данью. По в 1647 г. по патриаршему указу она была освобождена от дани, "из окладу выложить, так гласит указ, потому что церковь разорена от крымских людей, поп взят в полон и приходских людей никого нет".

Курск в то время постоянно подвергался нападениям с юга. В 1646 г. крымцы сделали на Курск свой, обычный набег, взяли в плен священника и часть населения, другая часть от страха разбежалась.

Таким образом, достоверно известно, что 300 лет назад Ямская слобода уже существовала. Как сказано выше, в ней была и церковь Введения. Только та церковь не есть теперешняя Введенская. На месте той Введенской стоит сейчас капличка; се всякий может видеть па Поповой ул., возле усадьбы Бутова.

Современная же Введенская церковь была построена позже, именно в 1762 г. Старожил рассказывает, что на Поповой улице было очень топко, потому новую церковь построили повыше, на бугре. И в настоящее время подпочвенная вода на этой улице очень близка к поверхности земли.

В Курском Губмузее есть план гор. Курска, относящийся к 1782 г. В том году было межевание города. На этом плане видна и Ямская. Она, подобно другим слободам - Стрелецкой, Казацкой, Пушкарной, в тот год не была подвергнута межеванию. На карте она очень небольшая с узкими кривыми улицами.

План Ямской того времени настолько отличается от современного, что трудно даже найти современные улицы - разрезы там идут совершенно в ином направлении. Но, несмотря па это несходство, все же некоторые улицы, найти можно - Кузнецовка,( Улица Кузнецовка названа от кузниц, во множестве построенных там. Раньше, по преданию, она назыв. Бобровкой. Она представляла из себя болото и была полна бобров.), Коренская, площадь для церкви. Размежевана Ямская была позже и на плане 183... г., можно видеть современную Ямскую, только с прибавлением новых улиц за последнее время.

В 1786 г., говорит Ларионов, Курск разделяется рекою Тускорью и Куром на 4 части: 1) городская, 2) Закурная, 3) сл. Стрелецкая, 4) Пушкарная или Казацкая. Ямская слобода по распространяющемуся населению скоро может отделиться одною лишь рекою и составить 5-ю часть города. В ней домы все почти по плану выстроены и каменных домов со строющимися вновь находится более 10; в оной слободе церковь каменная богато украшенная (это современная Введенская) с оградою каменною же вокруг, строенная ямщиками в 1752 г. (Это ошибка, Церк. построена в 1762 г. См. опись в церкви)во имя ведения во храм пресвятые богородицы. Все эти сведения подтверждаются в Дневной записке пешеходца Саратовского церковника из Саратова до Киева в 1787 г.

Этот церковник Герасим Алексеевич Скопни пишет: "Пришел я в Курск, прежде в Ямскую слободу, которая называется 5-я часть города; выстроена по форме изрядно, есть и каменное строение. Перешед реку Тускаль я пришел в самый город".

Пешеход этот был в день приезда в Курск с юга Екатерины II. Екатерина совершала свое известное путешествие по России.

В Курске она пробыла 2 дня; останавливалась она в доме генерал-губернатора; дом этот стоял на месте быв. Пушкинского сада.

Старики ямщики передают рассказы, слышанные ими от своих стариков, что когда в Ямскую въехала Екатерина, то ямщики выпрягли коней и на себе везли ее по шляху верст 10. Они довезли ее до конца леса Бугор (ок. 10 в.).

Осыпая милостями всех на своем пути, Екатерина щедро наградила и ямщиков. Она прислала им жалованную грамоту на землю и лес по обе стороны шляха, расстоянием от слободы Ямской верст на 10, т. е. до того места, докуда они ее довезли. И, кроме того, отдала им землю в быв. Суджанском уезде; она и сейчас носит название Ямской земли.

Слобода Ямская в то время представляла из себя небольшой поселок, сконцентрированный возле церкви. Здесь же были базар и постоялые дворы.

Кладбище сначала было возле церкви (где капличка), об этом говорят во множестве найденные на, усадьбах могилы, в которых сохранились кости и ткань недавнего времени.

С течением же времени кладбище из центра поселка перенесено на окраину. Этою окраиною для поселка в то время было кладбище, недавно превращенное в сад.

Слобода Ямская отделяется от города рекою Туcкорью. Она, как и другие слободы (Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная) с давнего времени имела свое назначение.

Подобно тому, как Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная несли сторожевую охранную службу перед Московским государством, защищая его от нападений врагов, слобода Ямская имела свою особую службу перед государством, службу по почте и транспорту. Ямщики обязаны были содержать почтовых лошадей и были за то свободны от других повинностей.

На это указывает и самое название. Слово Ям - татарское, означает почтовый двор (Ключевский). Исполняя требуемую с них службу, ямщики получали в награду землю в виде распашной земли, сенокоса, леса. С течением времени, вследствие прироста населения, слобода Ямская пространственно увеличивается.

... Ямщики, как сказано, занимались извозом до проведения ж. д. Бывая всюду в России они привозили с собою ценные или редкие вещи на родину. В одной семье есть самовар, привезенный ямщиками из Тулы 100 лет тому назад; он был привезен, как подарок, па новоселье бабушке хозяина этого самовара. Бывали ямщики и за границей. Ездили они на своих подводах. Пошлина не позволяла им провозить ценных товаров, они пускались на хитрость, чтобы провести контрабанду -шелковую материю они скатывали в трубку и, сделан в оглоблях в середине отверстие, прятали эту материю туда и, таким образом, они привозили в Россию беспошлинно шелк. Ценные же вещи - золотые, они клали в мазницу (ведро с дегтем), на дно пустого ведра они клали вещи, затем вставляли сверху другое дно и уже потом наливали деготь.

Отправляясь с товарами в дальний путь ямщики были заинтересованы в скорейшей доставке товара туда и обратно. Для этого они старались ехать возможно больше времени без остановок, а чтобы лошади не были голодными, то они сзади каждой повозки на деревянной раме прибивали холстинный мешок, куда засыпали овес. Лошади шли и ели овес. Передняя подвода чередовалась с одной из последующих.

Ямское общество всегда было ревниво в своих правах и не пускало посторонних людей к себе. Разночинцам(Так в Ямской называли всех неямщиков) с большим трудом давали разрешение на право постройки домов. Если такие дома сгорали, то им не давали снова строиться и их усадьба шла в общее пользование ямщиков.

Ямщики сами не занимались земледелием; свои земли они сдавали в аренду. Так было и после того, когда они оставили извоз.

... Сами же они занимались либо торговлей - крамарством либо какой промышленностью, либо ремеслами. Крамарство состояло вот в чем: ямщик брал с собою товар: мануфактуру, галантерею, иголки, нитки, пуговицы, колечки, крестики, сласти - все необходимое для деревенской жизни, садился на воз и ехал торговать. Денег ему давали мало, торговля была, главным образом, меновая.

50 лет тому назад в слободе Ямской было два таких крамары. Часть обменной пеньки, тряпок, яиц, пуха и пера кракрамары. Они ездили по Ямской и кричали: "Эй, ребятишки, выносите тряпички, костишки". И, взамен за приносимое, они давали пряник, колечко, конфетку.

Ребята тащили у матерей тряпки нужные и ненужные, с интересом поджидая этих купцов, от которых они получали лакомства. Но большинство Крамаров ездило далеко вглубь губернии за 100 вер., и более; это были более богатые крамары. Часть обменной пеньки, тряпок, яиц, пуха и пера крамары сдавали скупщиками по пути, а остальное привозили в Ямскую и здесь сдавали для обработки.

Более зажиточные ямщики занимались промышленностью. Здесь была развита промышленность тряпичная, веревочная. Здесь были трепальные заведения, в которых трепачи выбивали из пеньки кострику и, уже обработанная таким образом, пенька шла на веревки; здесь же были прядильные заведения или отправляли пеньку на ж. д. для заграницы. Тряпье сортировалось и связывалось в тюки для отправки на ж. д. Перо обрабатывалось так, что пушистые части отделялись от стержня. Стержень выбрасывался, а перо затюковывалось и отправлялось на ж, д. Это был довольно значительный промысел.

Девушки одни ходили на перья, другие на трепку. Препачи были исключительно пришлые, а прядильщики из местных жителей. Заведения эти находились за Писаревкой по направлению к Щиграм. Содержали эти заведения Гавр. Ив. Масленников, Долгошей по уличному и Горяинов.

В Ямской было развито живописное и иконостасное дело - Карачевцовы особенно славились этим; кустари Исаичкины и Чурсанов также известны были своими работами. Были в Ямской разные производства: альбуминное, мраморное и паркетное (известен был Захаров), роговое (Рогожск. ул.). Из ремесел по переписи 1866 г. особенно бросалось в глаза преобладающее число сапожников, которых считалось 360 и кровельщиков, которых показано 131. По той же переписи было значительное число бондарей, портных, гребенщиков, кузнецов и ситников. Бондарей считалось 51, портных 37, кузнецов 24 и ситников 20.

Жизнь Ямской слободы всегда шла особняком от города. Ямщик любил свою слободу, с гордостью говорил, что он из Ямской и неохотно женил своего сына на "чужой" девушке.

Ямщики всегда отличались независимым характером, в средствах не нуждались и потому на ж. д. не поступали. Да и ж. д. начальство не особенно долюбливало их и старалось их не принимать.

Из всех обычаев прошлой русской жизни в слоб. Ямской долее всего сохранялись обычаи, связанные со свадьбой. Существовали они почти до самой революции. Молодая девушка и юноша, вступая в брак, почти не знали друг друга. Их судьбу устраивали родители. Обыкновенно к родителям жениха или невесты являлись сваты- сват или сваха. Их с почтением принимали и угощали. Сват, сваха были люди пли специально занимающиеся этим делом, чем и существовали или просто это были любители устраивать судьбу человека, попировать, погулять и заодно получить небольшой подарок.

За угощеньем сват говорил, что у него есть жених и рассказывал, кто он, откуда, кто его родители. Если жених по рассказам казался родителям невесты подходящим, то через несколько дней назначались "глядки" (Смотрины). На глядки сват приводил жениха с родителями. В доме невесты было убрано по-праздничному, сама она и родители ее были хорошо одеты. Начиналось чаепитие, затем закуска.

Если родителям молодые люди казались подходящими, то здесь же на глядках сразу решали дело - выговаривали приданое за невестой, назначали день "образования". Если не хотели обидеть отказом прямо, поступали дипломатически: называли цифру приданого за невестой неподходящей по требованию.

Иногда бывало и так, что в день "глядок" сразу совершалось и "образование". После "глядок" подруги невесты выходили с медным тазом на улицу и били в таз - это означало, что девушка просватана. И в слободе, услышав этот звон, всякий знал, что у такого-то гражданина сговорена дочь в замужество.

Через некоторое время после "глядок" назначалось "образование". Название это происходит от слова образ -икона, которым благословляли нареченных на брак. В этот день бывало приглашено очень много народу - родители нареченных, дяди, тетки, их сестры с мужьями, братья с женами, двоюродные, кумовья, друзья, знакомые.

И снаружи дом был облеплен любопытными, глядящими в окна на торжество. В середине дома была теснота невероятная от гостей. Созывалось гостей много, не разбирая того вместит ли дом их всех и в состоянии ли хозяйка накормить всех. Близких родных приглашали к столу для угощенья, а молодежь и прочая родня обносилась чаем.

Каждый, сидя на месте, брал в руки подносимый стакан чаю, затем на подносе ему предлагали конфеты, пряники, орехи. И он пил таким образом чай. Но большинству угощенья не было - просто не хватало средств угостить всех. Впрочем, молодежь и не интересовалась этим. Она интересовалась самим делом, гуляньем и песнями. Вот одна из этих песен: (на образовании).

Как прилетел сизый голубь из чистова поля,
Ой лели, лели, али лели, лели, из чистова поля,
Да сизая галубушка,
По галубинчку ходит (2 раза).
По голубю тужит (припев).
А свет ты мой, да сизый голубь,
Да и где же тибе посадити (припев)
Да и где же тибе посадити,
И чем тебе угостити (припев)
Посажу я сиза голубя,
На свой галубничек (припев)
Накормлю я сиза голубя,
Яровой пашаницай (припев)
Напаю я сизабуркастава,
Ключевою водою (припев)
Как приехал Иванушка,
Из чужова гарадочка (припев) 
Из чужова гарадочка,
Из чужова гарадочка,
Из чужова низнакомава (припев),
А свет душа Катеринушка,
На горенки ходит (припев)
На горинки ходит.
Па Иванушке тужить (припев).
Ах ты, свет ты мой, Иванушка,
Да и где ж тебе посадити (припев)
Да и где ж тебе посадити
И чем тебе угостити (припев).
Посажу ль свет Иванушку
Сбоку сибе (припев).

После "образования" невесте шили приданое. Свадьба часто назначалась через месяц. В этот срок у невесты было несколько вечеринок. Молодежь собиралась в ее доме, играла в разные игры, пела песни. Вот некоторые из этих, так называемых, "сговорных песен".

Из-за лесику, 
Лесу темнова, 
Из-за садику, 
Саду зеленова, 
Там и шли прошли 
Все два молодца, 
Все два молодца, 
Два холостые 
Они вместе идут 
Всем наклоняются, 
А врозь пойдут 
Порассорются. 
Задные душу 
Красну барышню 
Красну барышню
Душу Марьюшку 
Душа Марьюшка (Названная девушка подымается)
Спадымалась она к ним 
Разговаривала, 
Двух молодчиков 
Уговаривала Вы не ссорьтеся, 
Не бранитеся: 
Я не обем вам 
Достанусь малада, 
Я достанусь малада 
Аднаму каму, 
Аднаму каму 
Души Сименушке.

Во время этой песни стоят 2 молодых человека. Когда назовут одного из них имя, другой садится в кружок ко всем петь, а названный остается, берет под руку вышеназванную Марьюшку и идут петь другую песню.

Вот еще одна "сговорная" песня. Во время ее исполнения одна девушка ходит по комнате, а все остальные сидят и поют:

Ходит девочка миленькая, 
На ней платьице длинненькая,
Она ходит усмехается, 
Поцилуя дожидается.

Она называет какого-нибудь кавалера, 
   целует его, сама садится; все поют:

Ехали прислали богатые купцы, 
Кондукторы завдалые маладцы 
Они ехали, не завтракали - 
В Емской позавтракали. 
Они выпили па рюмочки винца, 
Закусили на кончику пирожка. 
Ходит мальчик харошенький 
Пинжачек на нем коротенький, 
Уж он ходит усмехается, 
Поцелуя дожидается.

Он вызывает девицу, целует ее, сам садится, 
    идет она в круг, все поют:

Вечер поздно душа Марьюшка 
Да по садику гуляла 
Ой ли, Лели, али лей Лели
Да на садику гуляла. 
Вечер поздно душа Ивановна (припев). 
Да цветочки ж она ирвала 
Откыль ни взялся душа Андрюшка 
На вараном сваем каню 
Он на вороном сваем каню 
Да при всем своем при убори, 
Он при всем своем при убори 
У суконном черном сюртучечку 
Бог на помочь, душа Марьюшка, 
Да цветочки тебе ирвати.

Накануне свадьбы вечерника у невесты называлась "девишником". После того, как отправят к жениху постель и приданое, пели песни. Песни эти были все грустные, большинство девушек плакало.

Вот отрывок одной из песен "девишника".

Как при вечере 
Было вечере 
При наследием
Девишничку, 
При девишничку 
Вечеришничку, 
Как прилетал млад
Ясный сокол
Он садился на решеточку
На жилезную ришеточку; 
Ципочичка абарвалася 
Ясный сокол
Встрепинулся улетел.

В день свадьбы невеста постилась. К венцу за невестой приезжали шафера, жениховы сестры, человек 5 всего. После венца молодые ехали в дом жениха. На пороге родители встречали молодых с иконами, а в ноги им клали шубу; это была примета - чтоб жили богато. На свадьбе уже песен не пели.

Обособленность ямщиков сказывалась во всей их жизни: и в их обрядах, и в играх, и в увеселениях. То, что город в 3-х верстах, мало интересовало ямщика. Взрослые, а за ними и дети, жили своим особым миром и интересами.

Старинная русская одежда в слободе Ямской сохранилась долее, чем в г. Курске. 50 лет тому назад в Ямской можно было видеть гражданина, одетого в длинную до пят одежду с широкими, предлинными рукавами, длиннее рук на 1 - 1,5 арш. Это были так называемые азюмы (азямы), парадная одежда из темного хорошего сукна. А внизу был сюртук предлинный в обтяжку до икр. Под сюртуком атласный жилет с атласным воротником в складках черного цвета и шелковый галстук-платок, па ногах сапожки козловые.

"Моя мать, - говорит 82-летний старожил, - ходила, как и все женщины, в кокошнике. Шубки у женщин были плюшевые, модного тогда красною цвета. На ногах у них были башмаки с легкими каблуками, а потом полсапожки".

На Троице были специальные языческие игрища. Под Троицу ходили искать купену. Шли на луг и в болотистых местах рыли землю и искали корневище травы, своей формой напоминающее человеческую фигуру, шили из лоскутов в поле ей платье и па Троицу ее хоронили с песнями и плясками.

Вот текст песни, так называемой "Купены":
Нонче Троицын день, богородицин день. 
Червичек, паучек, ты куда же ползешь? 
Я к девкам в сад венки завивать, 
Нонче Троицын день богородицин день.
Венки завивать караваи начинать и купену поминать.
Кун-купена, ты к нам поздно пришла, 
Когда теперь к нам придешь?
Когда нам веночки принесешь?
Кун-купена, нам тебя жалко, 
А хоронить тебя надо, 
Купим тебе гробочек, 
Совьем тебе веночек, 
И положим его на гробочек. 
Будем к тебе, купена приходить 
И будем тебе веночки приносить 
Еще тебе принесем букет цветов 
Ныне Троицын день, Богородицын день
и т. д.

Пелась эта песня по-похоронному. Похороны Купены не есть ли символ уходящем весны и наступления лета? ...На масленом было торжественное катание. Ехали кругом Ямской но улицам Поповой, Рогожской, Чурючкиной, Коренской, Дворянской... Это был сплошной поезд. Приезжали кататься из Казацкой, Стрелецкой. Пушкарной, из города приезжало купечество. Всех прельщала Ямская своим отсутствием гор.

Лошади были убраны. Люди были ряженными. Кто был не ряжен, тот был красиво одет. Все участники этого поезда пели, играли на разных инструментах..

На Масленой же ездили верхом маскированные, например, леший с бородой, бреднем покрытый.

Вот одна из песен, исполняемых на Масленой:

Па речушке силезенушка плывет. 
Выши беришка головушку несет,
Па берешку добрый молодец идет.
И ва белых руках варана коня ведет
Он за повады, за шелковые
И за кольцы за сиребренныи.
На нем шляпа со павлиновым пером.
Раздымалася павлиная пиро.
Взвеселилася сударушка ево,
Подымались буйны ветры сы гарe
Сырывали черну шляпу с галаве,
Миновалося гуляньица иво
Давело эта, гулянье да таво
Да великово позора, да стыда, 
Што ведут ево в салдатушки друшка

Но интересно всего в Ямской были хороводы. Прекратились они лишь с революцией. Хороводы эти - танки, как они назывались, были приняты не только в Ямской, но и другие слободы все время водили их.

В Казацкой слободе танки эти изредка водятся и сейчас. Еще реже танки эти водят на Лобановке. В Стрелецкой танки совершенно прекращены. Танки эти сопровождались песнями, главным образом хором. Шли танки из всех слобод, соединялись часто в Ямской и отсюда все вместе шли в Стрелецкую, оттуда в Казацкую. Водились танки в определенные праздничные дни в году, начиная с благовещения и кончая понедельником фоминой недели. Записать теперь старинные песни необыкновенно трудно. Еще текст достать можно, а мелодию почти невозможно добыть.

Тем не менее несколько песен удалось найти: из них 3 пелись на Пасху. 3 на масленой, 1 па Троицу. На рождестве пели "Свадьбишные" песни. Удалось достать одну свадьбишную. Из всех этих песен 2 были особенно любимы - "Пава" и "Ва гораде ва Билеве". Эти две песни пелись во всех Курских слободах. Но интересно то, что мелодии их в Ямской и Казацкой разные. И когда танки из Казацкой приходили в Ямскую, то каждый танок пел свою мелодию отдельно.

Различие мелодий скорее всего объясняется влиянием в Казацкой слободе украинского происхождения. Известно, что поселенцы Казацкой слободы украинского происхождения. И если сравнить "Паву" в Ямской и в Казацкой, то музыкальность Казацкой "Павы" обращает на себя внимание.

Вот текст этих песен:

Пасхальные: 1) Пава, 2) Ва гораде ва Билеве, 3) Из пад гор да горы,

Из под гор, с горы, 
Горы каменной 
Протекал ручей 
Бел серебрянный. 
Что по том ручью 
Селезни плывут, 
Селезни плывут, 
Все носатые 
Полосатые 
Просилася
Дочь у матери: 
Государыня, 
Моя матушка, 
Отпусти меня 
На ручей гулять, 
На ручей гулять 
Селезней смотреть. 
Уж ты, дочь моя, 
Дочь не умная, 
Дочь не умная,
Неразумная.
То не селезни
Не касатые,
То все молодцы
Неженатые.
Как уж первый молодец
То Данилушка,
То Данилушка
То Иванович.
Как второй уж молодец,
То Иванушка,
То Иванушка,
То Лукич.
Как уж третий молодец
То Васильюшка,
То Васильюшка,
То Ефимович.
Как и первый молодец 
Торговать горазд, 
Торговать горазд, 
Перетаргивать. 
Второй молодец 
Он писать готов 
Он писать горазд 
Переписывать. 
Третий молодец 
Он стрелять горазд, 
Он стрелять горазд 
Перестреливать. 
Во высок терем 
За девицами, 
Во чисто поле 
За лисицами.

Из всех записанных здесь песен, эта единственная в 1851 году записана в Курских Губернских Ведомостях. Все остальные песни до сих пор нигде не записаны.

Песни, исполняемые на Масленой: 1) Селезенюшка, 2) Выйду я на речушку и 3) Сашечка, Машечка.

Выйду я на речушку.

Выйду я на речушку,
Посмотрю на быструю
Где не вижу своего милово
Сердечнево прежнево,
Свово любезнова.
Где сойдемся с милым
Поклонемся
А разойдемся
Простемся
Ты прощай, прощай,
Моя милая,
Прощай цветик дорогой.
Жаль расстаться мне с тобой.
Жаль расстаться
С милым распрощаться
Мне на веки от тебя.

Сашечка, Машечка

Сашечка, Машечка? 
Что это такое? 
На горочке на крутой 
Стоял фабричек навой, 
И фабриканчик маладой 
На крылечко выходил,
Кашель денег выносил
Черт возьми тебя,
Мой хозяин,
С заводом твоим,
Со струментом
Со стальным.

Рождественская "Свадьбишная".

Ох ты, зимушка-зима 
Зима лютая была,
Зима лютая была 
Все до крошки замело
Все дорожки замело 
Нельзя к милому пройти 
Я поденщика найму 
Я дорожки размету 
Сама к милому пойду 
Стелю, стелю постелюшку, 
Стелю пуховую
Кого верно люблю 
Сейчас поцелую. 
Поцелую обойму 
Раз душечкой назову 
Ангел мой 
Поцелуемся с тобой.

В Ямской слободе еще и теперь в воскресенье женмироносиц (второе после пасхи) женщины поют традиционные песни. В этот день они собираются на улице, покупают выпивку и закуску, водят хоровод, поют песни, жарят яичницу. Поют они следующие песни: 1) Паву, 2) Ва гораде ва Билене, 3) из под горы, 4) Наварили мы пива и 5) Дорожка тойная.

Мелодия последней записана в 4 книге. Курск, Краевед. Изв. Все песни положены на ноты Зинаидой Никол. Четвертушкиной. Планы копировал чл. Юнсекции В. Стрельский.


Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере
Абрис Курска М.Золотилова 1772 г.



Дата обновления:


 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову