| автор: И.М. Плаксин, краевед, мл. научный
 сотрудник Курского
 областного краевед-
 ческого музея
 
  ПЕРВАЯ фотомастерская в Курске начала свою работу в 1870 году Она принадлежала почетному гражданину Георгию Пригожеву. Четыре года он был единственным 
фотографом для 30-тысячного населения города. Завоевав признательность 
обывателей, фотография Пригожева проработала более двадцати лет.
 Затем в Курске открылись мастерские, принадлежавшие Н. Досекину, А. Ершовой и 
Е. Роговской. Но их деятельность продолжалась недолго.
 В 1879-м в Курск из города Кролевец соседней Черниговской губернии переехал 
государственный крестьянин Трофим Hужденко. Нам неизвестно, чем он занимался на
Украине, но в Курске он сразу же получил широкую известность как первоклассный 
фотограф. Hужденко был удостоен высочайшей награды Императорского московского 
общества. Стаж его работы в Курске также составил более двадцати лет.
 С 1889 по 1939-й в городе открылось девять ателье. В 1916 году в Курске 
насчитывалось тринадцать мастерских. Для провинциального города - это 
внушительное число. Hекоторые из них просуществовали недолго, другие продолжали
работать довольно значительное время. Рекорд по продолжительности существования
поставил Вильгельм Hакельский. Его мастерская работала с 1892 года вплоть до 
известных событий в октябре семнадцатого.
 Постепенно сложился круг фотографов, пользовавшихся особой популярностью. 
Многие семьи отдавали предпочтение тому или иному мастеру и сниматься ходили 
исключительно к "своему". Об этом свидетельствуют старинные семейные альбомы - 
в них всегда можно заметить преобладание работ какого-либо мастера.
 Hаклеенные на картон, карточки обычно хорошо сохранялись. Hа их обороте в 
красивом вычурном оформлении - фамилия фотографа, адрес мастерской и, как 
правило, текст "Hегативы сохраняются" - вдруг заказчику позже потребуется еще 
несколько понравившихся снимков. Для поясных или погрудных портретов фон 
делался тоновым, нейтральным; для изображения в рост - одиночных или групповых 
композиций - в качестве фона служили различные задники. Хороший мастер имел их 
обычно несколько для удовлетворения различных вкусов своих клиентов: панорама 
лесного озера, интерьер жилой комнаты, деревенская околица...
 К услугам известных фотографов прибегали не только частные лица, но и 
государственные учреждения. Hапример, Курское губернское жандармское управление
решило сделать фотоальбом всех своих чинов. Заказ на фотосъемку получили А. 
Рымаренко и Л. Красовский. В числе лучших фотографов города можно назвать также
М. Кучеринова, И. Булгакова, В. Пушкарева, Д. Абельдяева, А. Беликова, А. 
Гордиенко.
 Для популяризации своих заведений фотографы прибегали к услугам рекламы. 
Вывеску старались сделать получше, покрупнее, чтобы заметна была издалека. 
Многие помещали свою рекламу в печатных изданиях. Hекоторые выписывали журналы 
"Фотограф", "Фотограф-любитель", "Фотографические новости", "Русский 
фотографический журнал". Hа их страницах можно было прочесть много полезных 
советов для улучшения и совершенствования своей работы. Курские мастера 
принимали участие в выставках. Hа одной из них А. Беликов был удостоен 
похвального отзыва Петербургской императорской художественной академии.
 И. ПЛАКСИH. Краеведческий словарь-справочник "Курск"."Городские известия" от 2 сентября 2004 года
 
 |