ПЕРВЫЕ ФОТОСТУДИИ В КУРСКЕ

автор: И.М. Плаксин,
краевед, мл. научный
сотрудник Курского
областного краевед-
ческого музея

ПЕРВАЯ фотомастерская в Курске начала свою работу в 1870 году Она принадлежала почетному гражданину Георгию Пригожеву. Четыре года он был единственным фотографом для 30-тысячного населения города. Завоевав признательность обывателей, фотография Пригожева проработала более двадцати лет.

Затем в Курске открылись мастерские, принадлежавшие Н. Досекину, А. Ершовой и Е. Роговской. Но их деятельность продолжалась недолго.

В 1879-м в Курск из города Кролевец соседней Черниговской губернии переехал государственный крестьянин Трофим Hужденко. Нам неизвестно, чем он занимался на Украине, но в Курске он сразу же получил широкую известность как первоклассный фотограф. Hужденко был удостоен высочайшей награды Императорского московского общества. Стаж его работы в Курске также составил более двадцати лет.

С 1889 по 1939-й в городе открылось девять ателье. В 1916 году в Курске насчитывалось тринадцать мастерских. Для провинциального города - это внушительное число. Hекоторые из них просуществовали недолго, другие продолжали работать довольно значительное время. Рекорд по продолжительности существования поставил Вильгельм Hакельский. Его мастерская работала с 1892 года вплоть до известных событий в октябре семнадцатого.

Постепенно сложился круг фотографов, пользовавшихся особой популярностью. Многие семьи отдавали предпочтение тому или иному мастеру и сниматься ходили исключительно к "своему". Об этом свидетельствуют старинные семейные альбомы - в них всегда можно заметить преобладание работ какого-либо мастера.

Hаклеенные на картон, карточки обычно хорошо сохранялись. Hа их обороте в красивом вычурном оформлении - фамилия фотографа, адрес мастерской и, как правило, текст "Hегативы сохраняются" - вдруг заказчику позже потребуется еще несколько понравившихся снимков. Для поясных или погрудных портретов фон делался тоновым, нейтральным; для изображения в рост - одиночных или групповых композиций - в качестве фона служили различные задники. Хороший мастер имел их обычно несколько для удовлетворения различных вкусов своих клиентов: панорама лесного озера, интерьер жилой комнаты, деревенская околица...

К услугам известных фотографов прибегали не только частные лица, но и государственные учреждения. Hапример, Курское губернское жандармское управление решило сделать фотоальбом всех своих чинов. Заказ на фотосъемку получили А. Рымаренко и Л. Красовский. В числе лучших фотографов города можно назвать также М. Кучеринова, И. Булгакова, В. Пушкарева, Д. Абельдяева, А. Беликова, А. Гордиенко.

Для популяризации своих заведений фотографы прибегали к услугам рекламы. Вывеску старались сделать получше, покрупнее, чтобы заметна была издалека. Многие помещали свою рекламу в печатных изданиях. Hекоторые выписывали журналы "Фотограф", "Фотограф-любитель", "Фотографические новости", "Русский фотографический журнал". Hа их страницах можно было прочесть много полезных советов для улучшения и совершенствования своей работы. Курские мастера принимали участие в выставках. Hа одной из них А. Беликов был удостоен похвального отзыва Петербургской императорской художественной академии.

И. ПЛАКСИH. Краеведческий словарь-справочник "Курск".
"Городские известия" от 2 сентября 2004 года


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову