Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

КУРСКИЕ ИКОНОПИСЦЫ: ИСТОРИЯ РЕМЕСЛА

автор: А.ФЕДОТОВ
конопись

Документы, хранящиеся в Государственном архиве Курской области, позволяет утверждать, что Курская иконописная школа существовала на протяжении более чем двух столетий. Иконы курских кустарей имели сбыт по всей России и достигали даже Болгарии и Сербии. Центром производства являлась слобода Борисовка Грайворонского уезда (ныне Белгородская область).

По воспоминаниям местных жителей, иконописный промысел в Борисовке возник в XVIII веке. К началу ХХ-го им занималось около 500 человек, из них около 300 писали "исключительно одной лишь кистью".

Возникновение здесь иконного промысла тесно связано с постройкой Борисовского женского монастыря, который в 1714 году основал сподвижник Петра I граф Борис Петрович Шереметев в память о победе в Полтавской битве.

После постройки им двух церквей: одной - во имя Тихвинской Божьей Матери (1714), другой - во имя Преображения Господнего (1719) встал вопрос о росписи храмов. Граф Шереметев для этих целей приглашает из Петербурга мастера Игнатенко, который должен был произвести роспись храмов и научить своему ремеслу население Борисовки. Надо сказать, что борисовцы оказались весьма прилежными учениками. Известно, что в середине XIX столетия трое селян - Игнатьев, Гавенко и Хвостенко - даже закончили курс в академии художеств по классу живописи.

Следует подчеркнуть, что иконописное производство было достоянием лишь наиболее зажиточных людей, которые имели возможность изготовить иконы, весьма дорогостоящие по технологии производства, и на своих лошадях отвезти на рынки сбыта. Иконы распространялись главным образом на юге российского государства.

В слободе Борисовка иконы производились двух видов-личковые и красочные; по аналогии с этим подразделялись и живописцы: на личкунов, которые писали только лики, руки и вообще части тела, и красочников, пишущих полные изображения.

Личкунская работа по сравнению с работой красочников была легкой. Не случайно из общего количества иконописцев красочников насчитывалось около 50 человек, остальные относились к личкунам.

На местном рынке наибольшим спросом пользовались иконы Спасителя и Богородицы, Николая Чудотворца, Тихвинской Божьей Матери, признаваемой покровительницей здешнего края, так как в Борисовском монастыре находилась чудотворная икона, привезенная основателем монастыря Б. П. Шереметевым, а также святителей Харлампия и Василия - покровителей скота.

Иконописцы-личкуны работали напряженно, за 6 дней они изготовляли от 18 до 95 образов, а в течение года - до 750 икон. Все вместе личкуны за год производили, по подсчетам современников, до 307 тысяч икон. Каждый образ средних размеров обходился личкуну около 12 копеек, а продавалась такая икона за 28 копеек. Таким образом, получалось 16 копеек чистой прибыли, а годовой заработок равнялся 120 рублям.

Труд красочников ценился более дорого. Так, каждый образ средней величины обходился от 20 до 50 копеек. За неделю он мог изготовить 4-7 икон. Все вместе красочники за год писали около 8800 икон. Продажная стоимость иконы колебалась от 1 рубля 20 копеек до полутора рублей - следовательно, красочник с иконы зарабатывал один рубль, а годовой заработок достигал до 175 рублей.

В 1902 году в слободе была открыта школа живописи для обучения иконописному искусству. Первый набор состоял из 20 мальчиков. В вечернее время школу посещали и старые мастера, которых здесь также обучали некоторым приемам живописи.

С иконописным промыслом напрямую связано и побочное производство: изготовление киотов и отделка икон в киоты. Отделкой икон в киоты до начала 70 г. XIX века преимущественно занимались в Борисовском монастыре. Производство же киотов образовалось в первой четверти XIX века. Инициатором выступила игуменья Августина, которая управляла монастырем с 1814 по 1822 годы.

В третьей четверти 19 столетия лакокрасочные образы, как более дорогие, стали вытесняться более дешевыми изображениями, сделанными на фольге машинным способом. Новым направлением иконописного ремесла - отделкой образов - стали заниматься в основном борисовские крестьяне. В начале XX века этим видом иконописного производства занималось 150 человек. Обычно трудились женщины, крестьянские девочки. За один день мастерица могла приготовить 5 икон. Сбыт этих икон производился на местных ярмарках и базарах, а также на ярмарках окрестных местностей слободы Борисовка. Кроме этого, образа отправлялись в Киев, Харьков, Одессу, Ростов-на-Дону и на Кавказ.

С каждой иконы мастерица имела от 10 до 20 копеек дохода, а годовой заработок доходил до 90 рублей.

Производством киотов занималось около 200 человек. Как правило, столяры сами покупали материалы и затем самостоятельно реализовывали продукцию. В среднем, каждый рабочий производил в год около 1800 киотов разного качества на 325-500 рублей (10 киотов в день). От продажи 10 киотов он получал 50-60 копеек дохода, а в год выходило 100 рублей. Таким образом к концу XIX века курские мастера сумели наладить кустарным способом массовый выпуск образов, производя в год более 315 тысяч различных икон.

Однако в начале ХХ столетия иконописное производство стало переживать трудности. Спрос на дорогие иконы упал, в моду среди простых людей вошли иконы сделанные типографским способом. Помимо этого, с развитием железнодорожного транспорта куряне утратили свою монополию на поставку икон на юг России. А после революции 1917 года производство икон прекратилось вовсе.

Эстафету курских иконописцев в конце ХХ века достойно приняли слушатели иконописного отделения Курской духовной семинарии. Так восстановилась прерванная временем связь поколений иконописцев.

Материал подготовил Андрей ФЕДОТОВ. рубрика "ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ" 22.10.2003 г.



Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
03.10.2014 г.


Дата обновления:


Обсудить на форуме

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову