КУРСКИЕ ИКОНОПИСЦЫ: ИСТОРИЯ РЕМЕСЛА |
автор: А.ФЕДОТОВДокументы, хранящиеся в Государственном архиве Курской области, позволяет утверждать, что Курская иконописная школа существовала на протяжении более чем двух столетий. Иконы курских кустарей имели сбыт по всей России и достигали даже Болгарии и Сербии. Центром производства являлась слобода Борисовка Грайворонского уезда (ныне Белгородская область). По воспоминаниям местных жителей, иконописный промысел в Борисовке возник в XVIII веке. К началу ХХ-го им занималось около 500 человек, из них около 300 писали "исключительно одной лишь кистью". Возникновение здесь иконного промысла тесно связано с постройкой Борисовского женского монастыря, который в 1714 году основал сподвижник Петра I граф Борис Петрович Шереметев в память о победе в Полтавской битве. После постройки им двух церквей: одной - во имя Тихвинской Божьей Матери (1714), другой - во имя Преображения Господнего (1719) встал вопрос о росписи храмов. Граф Шереметев для этих целей приглашает из Петербурга мастера Игнатенко, который должен был произвести роспись храмов и научить своему ремеслу население Борисовки. Надо сказать, что борисовцы оказались весьма прилежными учениками. Известно, что в середине XIX столетия трое селян - Игнатьев, Гавенко и Хвостенко - даже закончили курс в академии художеств по классу живописи. Следует подчеркнуть, что иконописное производство было достоянием лишь наиболее зажиточных людей, которые имели возможность изготовить иконы, весьма дорогостоящие по технологии производства, и на своих лошадях отвезти на рынки сбыта. Иконы распространялись главным образом на юге российского государства. В слободе Борисовка иконы производились двух видов-личковые и красочные; по аналогии с этим подразделялись и живописцы: на личкунов, которые писали только лики, руки и вообще части тела, и красочников, пишущих полные изображения. Личкунская работа по сравнению с работой красочников была легкой. Не случайно из общего количества иконописцев красочников насчитывалось около 50 человек, остальные относились к личкунам. На местном рынке наибольшим спросом пользовались иконы Спасителя и Богородицы, Николая Чудотворца, Тихвинской Божьей Матери, признаваемой покровительницей здешнего края, так как в Борисовском монастыре находилась чудотворная икона, привезенная основателем монастыря Б. П. Шереметевым, а также святителей Харлампия и Василия - покровителей скота. Иконописцы-личкуны работали напряженно, за 6 дней они изготовляли от 18 до 95 образов, а в течение года - до 750 икон. Все вместе личкуны за год производили, по подсчетам современников, до 307 тысяч икон. Каждый образ средних размеров обходился личкуну около 12 копеек, а продавалась такая икона за 28 копеек. Таким образом, получалось 16 копеек чистой прибыли, а годовой заработок равнялся 120 рублям. Труд красочников ценился более дорого. Так, каждый образ средней величины обходился от 20 до 50 копеек. За неделю он мог изготовить 4-7 икон. Все вместе красочники за год писали около 8800 икон. Продажная стоимость иконы колебалась от 1 рубля 20 копеек до полутора рублей - следовательно, красочник с иконы зарабатывал один рубль, а годовой заработок достигал до 175 рублей. В 1902 году в слободе была открыта школа живописи для обучения иконописному искусству. Первый набор состоял из 20 мальчиков. В вечернее время школу посещали и старые мастера, которых здесь также обучали некоторым приемам живописи. С иконописным промыслом напрямую связано и побочное производство: изготовление киотов и отделка икон в киоты. Отделкой икон в киоты до начала 70 г. XIX века преимущественно занимались в Борисовском монастыре. Производство же киотов образовалось в первой четверти XIX века. Инициатором выступила игуменья Августина, которая управляла монастырем с 1814 по 1822 годы. В третьей четверти 19 столетия лакокрасочные образы, как более дорогие, стали вытесняться более дешевыми изображениями, сделанными на фольге машинным способом. Новым направлением иконописного ремесла - отделкой образов - стали заниматься в основном борисовские крестьяне. В начале XX века этим видом иконописного производства занималось 150 человек. Обычно трудились женщины, крестьянские девочки. За один день мастерица могла приготовить 5 икон. Сбыт этих икон производился на местных ярмарках и базарах, а также на ярмарках окрестных местностей слободы Борисовка. Кроме этого, образа отправлялись в Киев, Харьков, Одессу, Ростов-на-Дону и на Кавказ. С каждой иконы мастерица имела от 10 до 20 копеек дохода, а годовой заработок доходил до 90 рублей. Производством киотов занималось около 200 человек. Как правило, столяры сами покупали материалы и затем самостоятельно реализовывали продукцию. В среднем, каждый рабочий производил в год около 1800 киотов разного качества на 325-500 рублей (10 киотов в день). От продажи 10 киотов он получал 50-60 копеек дохода, а в год выходило 100 рублей. Таким образом к концу XIX века курские мастера сумели наладить кустарным способом массовый выпуск образов, производя в год более 315 тысяч различных икон. Однако в начале ХХ столетия иконописное производство стало переживать трудности. Спрос на дорогие иконы упал, в моду среди простых людей вошли иконы сделанные типографским способом. Помимо этого, с развитием железнодорожного транспорта куряне утратили свою монополию на поставку икон на юг России. А после революции 1917 года производство икон прекратилось вовсе. Эстафету курских иконописцев в конце ХХ века достойно приняли слушатели иконописного отделения Курской духовной семинарии. Так восстановилась прерванная временем связь поколений иконописцев. Материал подготовил Андрей ФЕДОТОВ. Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 03.10.2014 г. |
|