КУРСК ЦЕРКОВНЫЙ

автор: А.ФЕДОТОВ
Сергиево-Казанский собор

Взаимоотношения государства и Церкви в 17-ом веке сильно отличались от нынешних. В те годы никто не мог сказать, где заканчивается государственная власть и начинается церковная. В некоторые переломные моменты российской истории державу спасала церковь, иногда было наоборот. Главным событием духовной жизни России второй половины 17-го века стала реформа Патриарха Никона, вошедшая в историю под названием "Церковный раскол".

Необходимость изменения богослужения к середине 17-го века была совершенно объективной. После церковных реформ Ивана Грозного страна сильно изменилась, а присоединение украинских земель сделало вопрос о создании единого религиозного пространства первостепенным и неотложным. Но мало кто в тогдашней России мог предположить такого неприятия народом любых изменений православных обрядов.

Людям современным практически невозможно понять, из-за чего тогда возник весь сыр-бор. В старой России внешняя форма любых обрядов значила гораздо больше, чем сейчас. Люди предпочитали пойти на смерть, но отказывались креститься тремя пальцами и писать слово Иисус с двумя буквами "И". Тогда это означало крах мировоззрения с соответствующим, абсолютно объяснимым протестом.

Форм протеста против нововведений в Богослужений, по большому счету, было две: самосожжение, что требовало истовой веры и мужества, и бегство на Юг, в места, свободные от светской и духовной властей. Борьба старой и новой веры не была борьбой отсталого и прогрессивного или добра со злом. Сторонники старой веры были гораздо умнее и образованнее приверженцев веры новой. Недаром царь Алексей и его сын Федор избегали открытых диспутов о вере. Более того, Алексей, стоя на коленях, умолял лидера раскольников, протопопа Аввакума, отречься, обещая ему место Патриарха. Особо активные преследования староверов пришлись на правление Федора Алексеевича. Тогда был сожжен мятежный протопоп "за великие на царский дом хулы", и в те годы любое, народное волнение однозначно проходило под лозунгами старой веры. Куряне, несогласные с церковными новшествами, сбегали на Юг, на Дон или в Польшу. В те места из Курской губернии пришел один из лидеров раскольников, священник Феодосии Ворыпин. Он служил в Рыльске, новшеств не принял, сбежал на Дон, был выдан властям, отправлен в монастырь. -Там он покаялся, был отпущен и, странствуя по Курской губернии, случайно обнаружил заброшенную Церковь с предметами культа эпохи еще Ивана Грозного, Для староверов это были дары бесценные. Феодосии Ворыпин возглавил поселение раскольников на границе Польши и Украины, став основателем так называемого "поповского" направления в старой вере. Его сторонники считали возможным исправлять священников, отступивших от веры путем покаяния.

Преодоление раскола было главной целью правления царя Федора. Для этого он предпринял единственно логичный и правильный шаг — всемерное укрепление церковной организации путем создания жесткой иерархии. Был подготовлен проект епархиальной реформы, который предусматривал соответствие церковного и административного деления государства, создание иерархии церковных чинов и источников содержания иерархов.

Никто тогда не знал, сколько в России церквей и священников. Новая епархиальная организация предполагала как минимум наведение порядка с людьми церковного звания и с их собственностью, прежде всего земельной. Курская епархия открылась в конце 18-го века, а архиерейская кафедра была перенесена из Белгорода в Курск только, в 1833 году. Но в указе 1681 года упоминается Знаменский монастырь как источник содержания курского епископа. Тогда это была небольшая обитель, что для нужд епископа было явно недостаточно. Знаменский монастырь имел 169 крестьянских дворов, в то время как другие монастыри имели по 300 или даже по 500 дворов. Землю обрабатывали или сами монахи, или принятые на житью крестьяне и бобыли. Привилегии монастырей традиционно заключались в налоговых льготах, которых не имели другие сословия. Всего же в Курском крае было 6 монастырей, один из которых женский.

Курский край в истории Православия — место уникальное. Еще в 10-м веке, при крещении Руси, Курск стал первым православным городом на севере государства. Мало какой другой город дал миру столько великих святых старцев. Вообще многие города на Руси возникали вокруг монастырей или иных обителей. Курск был восстановлен благодаря иконе "Знамение", город Обоянь, по преданию, был основан двумя монахами, братьями Янами. Власть предержащие на Руси всегда покровительствовали монастырям, жаловали их землями и деньгами. В 17-ом веке курские монастыри представляли собой достаточно развитые хозяйства с земледелием, ремеслом и даже промышленным производством. В трудные для страны времена монастыри брали на себя заботу о народе и порой годами кормили окрестное население. Иногда государству приходилось жестко и даже жестоко вмешиватся в жизнь монастырей. К концу 17-го века количество священников превзошло все допустимые пределы. Было очень много священников "без места", то есть не приписанных ни к храму, ни к монастырю. При этом они не служили государству, которое до поры до времени закрывало глаза на изрядное количество праздношатающихся взрослых мужчин. Активное вмешательство в дела Церкви произошло при Петре Первом. Во-первых, он не преследовал раскольников, так как сам - симпатизировал европейским протестантам. Во-вторых, он требовал от Церкви деятельного участия в своих реформах, а не просто стороннего за ними наблюдения.

При Петре Первом были предприняты шаги по реформированию управления монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Последний в Указе от 1701 года получил резко отрицательную оценку: "нынешние монахи не только не питают нищих от трудов своих, но сами чужие труды проедают. Начальники впали в роскошь, а подначальных держат в нужде".

Петровские реформы давались народу дорогой ценой. Говорят, что в ходе бесконечных, войн, строек и переселений погибло до половины взрослого мужского населения России. Естественно, что люди не хотели служить в армии, тем более что срок службы был 25 лет, и редко кто уходил в отставку по возрасту. Принятие священства или постриг в монахи освобождали от военной службы, гарантировали крышу над головой и относительно сытую и теплую жизнь. Поначалу Петр распорядился призывать в армию всех священников, не приписанных к монастырям или иным Храмам, а потом и вовсе запретил принимать в монастыри кого-либо, кроме инвалидов и отставных солдат. Остальных монахов предписывалось отпустить, "дабы сами себе хлеб промышляли". Тогда это автоматически означало призыв на действительную военную службу. Монастырям было также определено принимать детей-сирот, обучать их грамоте и ремеслам, готовить для службы государству.

За вторую половину 17-го века Православная Церковь претерпела колоссальные реформы. Поставив себя выше государства, церковные иерархи пришли к смуте и раздробленносги, встав в оппозицию царю-реформатору, Церковь попала в опалу и была определена императором в статус одного из 12 министерств или, как тогда говорили, "коллегий". Впрочем, Петр всегда покровительствовал курским монастырям, много дарил и жертвовал, хотя никогда не посещал Курск. Великий царь не был безбожником, хотя его и называли антихристом. Он просто хотел, чтобы его понимали и слушались. Все и беспрекословно.

Материал подготовил Андрей ФЕДОТОВ.
Рубрика "ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ" 2004 г.


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
28.06.2013 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову