ДОЛЯ ТЫ РУССКАЯ, ДОЛЮШКА ЖЕНСКАЯ...

автор: А.ФЕДОТОВ
телеграфистка

Отношение к женщине на Руси всегда было двояким. С одной стороны ее воспевали и ей восхищались, а с другой безо всякого сомнения отправляли в горящую избу или на отлов коней. Кто же все-таки российская женщина — хранительница семейного очага или ударная труженица? Вопрос риторический, то есть безответный. Несомненно одно — эксплуатация женского труда не является исключительным "достижением" Советской власти. О тяжкой доле женщин и в иные исторические эпохи свидетельствуют курские архивы.

Женщина в нашем обществе прочно ассоциируется с такими устойчивыми понятиями как мать, хранительница очага, домохозяйка. С незапамятных времен женщину стали воспринимать еще и как трудовой ресурс, трудовой резерв. Словосочетание женщина-труженица, труженица полей й тому подобное — это тоже про наших, но уже советских женщин.

В фонде акционерного общества Московско-Киево-Воронежской железной дороги, находящемся на хранении в Государственном архиве Курской области, имеются документы, позволяющие составить картину о том, как проходило расширение сферы применения женского труда, в частности, на железных дорогах.

8 февраля 1875 года Департамент железных дорог установил, что женщины на железных дорогах могут привлекаться к труду в качестве телеграфистов, и их число не должно превышать 15-процентной нормы.

В 1915 году эта норма была увеличена до 20%, но уже в следующем году — до 30 процентов. Весной 1916 года министр путей сообщения дал согласие в качестве временной меры на привлечение лиц женского пола, отвечающих условиям приема на службу железных дорог. Обстоятельства, заставившие министра,пойти на такой шаг, вполне понятны: вследствие мобилизации (шла I мировая война) штат работающих на железных дорогах оказался неукомплектованным, при этом грузовые перевозки увеличились, а "пригодный мужской элемент перемещался на должности, требующие по условиям своей работы исключительно мужчин".

Таким образом, уже с весны 1916 года женщины стали вместо мужчин работать помощниками начальника станции, дежурными по станциям (не выше IV класса) и разъездов (преимущественно на боковых линиях с небольшим движением), кассирами всех наименований и их помощниками, весовщиками, кондукторами пассажирских пригородных поездов, проводниками спальных вагонов, истопниками вагонов, стрелочниками, сторожами, отметчиками вагонов, маркировщиками, пломбировщиками, мастеровыми в центральных и деповских мастерских.

Помимо этого разрешалось принимать женщин в письменную и счетную части безо всяких ограничений.

Летом 1916 года перечень должностей, предоставляемых женщинам на железных дорогах, пополнился должностями привратников, осмотрщиков вагонов, водоливов-кладовщиков и стрелочников на деповских и узловых станциях для малодеятельных постов. Циркуляр предписывал проверять знание назначаемых на эти должности с особой тщательностью.

Из докладов руководителей различных служб управляющему дорогою по применению женского труда выяснилось, что еще до войны женский труд на Московско-Киево-Воронежской железной дороге применялся в больших размерах. Так, на северных участках дороги из-за ухода мужчин на фабрики и заводы женщины ставились на погрузку и выгрузку материалов и балласта, очистку снега, вскрытие канав, перестановку щитов, сплошную, и одиночную смену шпал и даже сплошную смену рельсов. Управляющий Московско-Киево-Воронежской дорогой в свою очередь докладывал в управление железных дорог что результаты применения женского труда на дороге в общем следует признать удовлетворительными.

В 1916 году женский труд на Московско-Киево-Воронежской дороге применялся в службе пути: почти при всех, работах за исключением работ наиболее ответственных и сопряженных с большим физическим напряжением. Причем на таких работах как очистка мусора, окопка травы и уборка в путь балласта, т.е. на работах, не требующих большой физической силы, женщины работали с таким же успехом, как и мужчины. Но на более трудных работах как, например, вывеска пути, смена шпал и особенно смена рельсов, производительность женского труда была меньше мужской на 25-50 процентов.

Практика показала, что с перестановкой щитов женщины справляются слабо по причине своей слабосильности и неподходящей одежды, а вот с перешивкой пути и забивкой костылей не справляются вообще. Выяснилась также мало-пригодность использования чисто женского труда для замены шпал, брусьев, рельсов, а вот вместе с мужчинами женщинам было под силу выполнять и эту работу. Уже тогда занятость женщин на разных участках колебалась от 35 до 50%, а на отдельных участках доходила до ста процентов.

В службе тяги: женщины работали массово рабочими, уборщицами депо и вагонов, обтирщиками паровозов и вагонов, токарями — 2 человека, кочегарами (водокачки) — один.

В службе движения: женщины занимали должности билетных кассиров, кондукторов-раздатчиков. Кроме того, женщин по мере надобности планировалось назначать на должности начальников небольших станций и их помощников, смотрителей разъездов и постов и их помощников, станционных конторщиков, весовщиков, швейцаров, сторожей, носильщиков багажа, рабочих по погрузке и выгрузке, отметчиков вагонов, причем на эту должность женщины могли быть назначены лишь при условии соответствующего изменения носимого ими костюма.

В службе телеграфа: женщины занимали должности телеграфистов и телефонистов.

Так, ровно 88 лет назад женщины, как тогда казалось, временно, заменили мужчин на трудных участках железнодорожного хозяйства. Сегодня стало явно, что некогда знаменитая фраза "Караул устал" сильно устарела, женщинам хочется быть "прекрасными дамами", но никакой и ни от кого поддержки в этом им испытывать не приходится.

Материал подготовил Андрей ФЕДОТОВ.
Рубрика "ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ", 2004 г.


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
25.06.2013 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову