Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

КУРСК ОБРАЗОВАННЫЙ

автор: А.ФЕДОТОВ
Сад купеческого клуба

Российская власть всегда противилась образованию. Поощряя учение на словах, на деле цари чаще ему препятствовали. Существует анекдотичная история: когда графу Разумовскому, президенту Академии наук, подали проект создания Казанского Университета, третьего в стране, граф спросил: «А зачем нам столько умных людей, куда мы их будет девать?» и не утвердил проект. Создавать учебные заведения вынуждало скорее требование времени, нежели желание властей.

До 18-го века все образование в России находилось в исключительной компетенции духовных властей. При этом оно сводилось к нескольким нехитрым пунктам. Образованный человек должен быть обучен грамоте, уметь читать Святое писание и знать наизусть основные молитвы. И все. Первым, кто понял необходимость более глубокого и, самое главное, светского образования, был Борис Годунов. Именно он направил 300 боярских детей для учебы за границу, правда, никто из них назад в Россию не вернулся по причине начала великой смуты. Фундаментально к решению вопроса подошел Петр Первый. Он заставлял учиться всех подряд. Дворянин, не владеющий грамотой, не допускался к службе. Но все же великий преобразователь не смог, а точнее, не успел создать в России систему образования. Боярские дети чаще всего были неразумными младенцами, жившими в своих поместьях в бессознательном невежестве. Воспитание их по большей мере ограничивалось чтением псалтыря под указкой приходского дьячка. Учение было скорее забавой нежели серьезным занятием.

До 80-х годов 18-го века дети состоятельных горожан Курска обучались у дьячков. Грамотных купцов в 1782 году имелось 48%, мещан - 26%, в среднем же среди посадского населения было не менее 37% грамотных мужчин. Среди женщин лишь единицы были обучены грамоте. Серьезные шаги в организации народного образования были предприняты Екатериной Второй, Петр Первый и его преемники смотрели на образование исключительно с практической стороны. Сам великий император, владея многими специальностями и имея обширные познания в точных науках, так до конца жизни и не научился грамотно писать. Развитие гуманитарного образования, придание учебным заведениям каких-то иных функций кроме практического приложения знаний было предпринято лишь к концу 18-го века. Великий Ломоносов всю свою жизнь страдал из-за того, что большинство его теоретических неприкладных открытий было никому не нужно. Екатерина поняла, что школа должна воспитывать, а университеты заниматься Просвещением, только лично столкнувшись с проблемой воспитания своего внука, будущего императора Александра Первого. До того она противилась широкому образованию. В письме к московскому Генерал-губернатору Екатерина прямо заявляет: "Господин фельдмаршал, простого народа учить не следует; если он будет иметь столько же знаний, сколько Вы и я, то не станет нам повиноваться, как повинуется теперь».

Императрица наладила систему так называемых народных учебных заведений. Она была убеждена, что именно в воспитании корень зла и добра в человеке. Новых, просвещенных людей должны были готовить народные училища при полном разобщении учеников с семьей. В России появились закрытые кадетские корпуса для юношей и институты благородных девиц.

В 1783 году открывается дворянское училище "Для благородного юношества Курской губернии». Для него было специально построено трехэтажное каменное здание и преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, российская грамматика, математика, география, языки иностранные — немецкий и французский, рисование, танцы, фехтование и музыка, Учащихся было 40 человек

5 августа 1786 года Екатериной был утвержден новый Устав училищ, согласно которому «в каждом губернском городе велено было быть одному Главному народному училищу». В новом учебном заведении было 4 класса, где преподавались Закон божий, грамматика, математика, география, физика, рисование и латинский язык, В уездных курских городах создаются еще 16 малых народных училищ. Обучение было бессословным, к нему имели доступ как дети дворян, так и крепостных. В главном народном училище в Курске среди 134-х учеников насчитывалось 35 детей крепостных. Однако такие учебные заведения все еще оставались исключением. Никакого обязательного образования в России не было, учить народ грамоте по-прежнему было задачей Церкви. Духовные и светские учебные заведения мирно сосуществовали, однако церковь имела более широкие возможности для финансирования своих школ. Материальное обеспечение светских училищ было несопоставимо худшим. Так, например, учебный фонд Путивльской гимназии составлял 9 таблиц церковной печати, одну таблицу гражданской печати, один букварь, три катехизиса, пять арифметик, три таблицы для сложения и так далее. Екатерина поняла, что казна просто не тянет содержание народных училищ и университетов, и. решила привлечь меценатов. Городским властям и Губернаторам было велено лично присутствовать на всех школьных экзаменах, вникать в нужды учебных заведений.

В 1787 году Екатерина Вторая во время посещения Курска лично пожертвовала на нужды местного образования 3 тысячи рублей. По тем временам сумма огромная. Общественная потребность в распространении женского образования привела к тому что в 1793 году в Курском и Георгиевском училищах было разрешено совместное обучение мальчиков и девочек. Примерно в это же время в Курске открылся первый женский пансион француза Ренеда. В нем девочки изучали французский и немецкий языки, танцы и жили на полном содержании.

В конце царствования Екатерины в России было 5 академий, 1 университет, 3 кадетских корпуса, 10 семинарий, 1 высший женский институт и 2 с половиной тысячи различных училищ и школ. Однако до нынешнего всеобщего школьного образования было еще очень далеко.

Материал подготовил Андрей ФЕДОТОВ. рубрика "ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ" от 14.04.2004 г.



Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
22.06.2013 г.


Дата обновления:


Обсудить на форуме

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову