КУРСК ОБРАЗОВАННЫЙ |
автор: А.ФЕДОТОВРоссийская власть всегда противилась образованию. Поощряя учение на словах, на деле цари чаще ему препятствовали. Существует анекдотичная история: когда графу Разумовскому, президенту Академии наук, подали проект создания Казанского Университета, третьего в стране, граф спросил: До 18-го века все образование в России находилось в исключительной компетенции духовных властей. При этом оно сводилось к нескольким нехитрым пунктам. Образованный человек должен быть обучен грамоте, уметь читать Святое писание и знать наизусть основные молитвы. И все. Первым, кто понял необходимость более глубокого и, самое главное, светского образования, был Борис Годунов. Именно он направил 300 боярских детей для учебы за границу, правда, никто из них назад в Россию не вернулся по причине начала великой смуты. Фундаментально к решению вопроса подошел Петр Первый. Он заставлял учиться всех подряд. Дворянин, не владеющий грамотой, не допускался к службе. Но все же великий преобразователь не смог, а точнее, не успел создать в России систему образования. Боярские дети чаще всего были неразумными младенцами, жившими в своих поместьях в бессознательном невежестве. Воспитание их по большей мере ограничивалось чтением псалтыря под указкой приходского дьячка. Учение было скорее забавой нежели серьезным занятием. До 80-х годов 18-го века дети состоятельных горожан Курска обучались у дьячков. Грамотных купцов в 1782 году имелось 48%, мещан - 26%, в среднем же среди посадского населения было не менее 37% грамотных мужчин. Среди женщин лишь единицы были обучены грамоте. Серьезные шаги в организации народного образования были предприняты Екатериной Второй, Петр Первый и его преемники смотрели на образование исключительно с практической стороны. Сам великий император, владея многими специальностями и имея обширные познания в точных науках, так до конца жизни и не научился грамотно писать. Развитие гуманитарного образования, придание учебным заведениям каких-то иных функций кроме практического приложения знаний было предпринято лишь к концу 18-го века. Великий Ломоносов всю свою жизнь страдал из-за того, что большинство его теоретических неприкладных открытий было никому не нужно. Екатерина поняла, что школа должна воспитывать, а университеты заниматься Просвещением, только лично столкнувшись с проблемой воспитания своего внука, будущего императора Александра Первого. До того она противилась широкому образованию. В письме к московскому Генерал-губернатору Екатерина прямо заявляет: Императрица наладила систему так называемых народных учебных заведений. Она была убеждена, что именно в воспитании корень зла и добра в человеке. Новых, просвещенных людей должны были готовить народные училища при полном разобщении учеников с семьей. В России появились закрытые кадетские корпуса для юношей и институты благородных девиц. В 1783 году открывается дворянское училище "Для благородного юношества Курской губернии». Для него было специально построено трехэтажное каменное здание и преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, российская грамматика, математика, география, языки иностранные — немецкий и французский, рисование, танцы, фехтование и музыка, Учащихся было 40 человек 5 августа 1786 года Екатериной был утвержден новый Устав училищ, согласно которому «в каждом губернском городе велено было быть одному Главному народному училищу». В новом учебном заведении было 4 класса, где преподавались Закон божий, грамматика, математика, география, физика, рисование и латинский язык, В уездных курских городах создаются еще 16 малых народных училищ. Обучение было бессословным, к нему имели доступ как дети дворян, так и крепостных. В главном народном училище в Курске среди 134-х учеников насчитывалось 35 детей крепостных. Однако такие учебные заведения все еще оставались исключением. Никакого обязательного образования в России не было, учить народ грамоте по-прежнему было задачей Церкви. Духовные и светские учебные заведения мирно сосуществовали, однако церковь имела более широкие возможности для финансирования своих школ. Материальное обеспечение светских училищ было несопоставимо худшим. Так, например, учебный фонд Путивльской гимназии составлял 9 таблиц церковной печати, одну таблицу гражданской печати, один букварь, три катехизиса, пять арифметик, три таблицы для сложения и так далее. Екатерина поняла, что казна просто не тянет содержание народных училищ и университетов, и. решила привлечь меценатов. Городским властям и Губернаторам было велено лично присутствовать на всех школьных экзаменах, вникать в нужды учебных заведений. В 1787 году Екатерина Вторая во время посещения Курска лично пожертвовала на нужды местного образования 3 тысячи рублей. По тем временам сумма огромная. Общественная потребность в распространении женского образования привела к тому что в 1793 году в Курском и Георгиевском училищах было разрешено совместное обучение мальчиков и девочек. Примерно в это же время в Курске открылся первый женский пансион француза Ренеда. В нем девочки изучали французский и немецкий языки, танцы и жили на полном содержании. В конце царствования Екатерины в России было 5 академий, 1 университет, 3 кадетских корпуса, 10 семинарий, 1 высший женский институт и 2 с половиной тысячи различных училищ и школ. Однако до нынешнего всеобщего школьного образования было еще очень далеко. Материал подготовил Андрей ФЕДОТОВ. Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 22.06.2013 г. |
|