КУРСК ЧИНОВНИЧИЙ |
автор: А.ФЕДОТОВИ одним из самых любимых занятий Петра Первого было законотворчество. Будучи человеком европейского склада ума, он был убежден, что мудрые законы и их грамотное исполнение обеспечат процветание России. Петр нарушил вековую традицию, согласно которой русские цари не прикасались к перу и бумаге, ничего не писали и не подписывали. Он все делал лично, вникая в самые мелочные предписания, никому не доверяя такое важное дело как составление российских законов. Путешествуя по Европе, Петр был поражен величием и богатством городов и разумностью местного самоуправления. Поставив для себя целью сделать то же самое в России, император пошел по ложному пути слепого копирования всего европейского, считая, что там по определению все лучше, чем в России. В начале 18-го века, после победы в длительной и кровопролитной Северной войне, Петр приступил к кардинальной реформе российского государственного устройства. Страну, которая тогда стала называться Российская империя, поделили на 7 губерний, губернии — на провинции. Для управления империей создали 12 коллегий и Сенат. Будучи в Англии, юный царь посетил заседание тамошнего Парламента, был удивлен тем, что кто-то может вообще открыто критиковать короля, и очень хотел завести нечто подобное у себя, сознательно пойдя на формальное ограничение собственных властных полномочий. В новой столице — Санкт-Петербурге — не должно быть ничего от старой России. И на местах все должно быть по-новому, по-другому. В Курске городской магистрат был образован лишь во второй половине 18 века. Магистрат ведал посадским населением «яко глава и начальство всему гражданству». Устройство магистратского управления соответствовало новому классовому делению в России. Верхние слои городского населения образовывали 2 гильдии. К первой принадлежали банкиры, крупные или «знатные» купцы, доктора, ремесленные мастера. Ко второй — простые ремесленники, мелкие торговцы. Все наемные рабочие были отнесены к третьему классу, к так называемым «подлым» людям, не причисленным к «регулярным» гражданам Курска. По указу от 1699 года бургомистр или городской голова выбирался на один год, члены магистрата избирались без срока и были бессменны. Избрание проходило на общем сборе горожан, однако если бургомистром мог стать каждый, то членом магистрата — только уважаемый и достойный горожанин первой гильдии. По итогам Северной войны в состав империи вошла Прибалтика или, как тогда говорили, Курляндия. Петр немедленно распорядился по всей России учинить городское самоуправление по примеру Риги и Ревеля. «Учинить сие на основании рижского и ревельского регламента по всем городам»: На реформу местного самоуправления император отвел полтора года, но реформа не закончилась и по сей день. Целью создания городских магистратов, впрочем, как и многих других петровских реформ, было увеличение налогооблагаемой базы и поступление денег в казну. По мнению Петра, чиновники не должны были этому мешать. Со свойственной ему горячностью император взялся за создание в стране среднего класса, то есть буржуазии. Традиционно русские города имели сословное устройство, то есть веками, рядом и не пересекаясь друг с другом, жили дворяне, мещане и люди низших сословий. При этом самый богатый купец был ниже рангом, чем самый бедный дворянин. Петр считал это вредным и думал сломать за полтора года с помощью хорошего закона и подробного регламента. В регламенте 1721 года магистраты названы «действительными начальниками граждан». Вообще реформа городского самоуправления вошла в историю как одна из самых неудачных затей Петра. Русские люди так и не смогли привыкнуть к словам «Магистрат» и «Бургомистр», всенародного представительства в органах местного самоуправления добиться не удалось. Положительным был нормальный процесс сменяемости власти. Земские бургомистры избирались на один год и не успевали за столь короткий срок провороваться. Губернаторам было запрещено вмешиваться в дела магистратов. В остальном были те же сословные притеснения, когда в органы власти избирались представители только богатых слоев. Указ от 1721-го года поставил бургомистров в табель о рангах, то есть приравнял их к государственным чиновникам, что открыло дорогу к казнокрадству и притеснениям бедноты. «Бывшие полицмейстры, а ныне в их должности находящиеся, постоями на квартиры разных воинских команд против купцов нас отягчевают. В случае же у приезжих из уезда жителей однодворцами покупки хлеба и других съестных припасов означенный купцы наложа продавцам большие цены перекупают... Отчего имеющие бедность истощевают гладом. Бургомистры же о бедных попечения не имеют и с винных по законам штрафа не чинят». Главная цель реформы достигнута не была. Средний класс в России так и не появился мздоимство у чиновников не искоренилось, российские города не стали столь же богатыми и красивыми, как в Европе. Но сказать, что реорганизация местного самоуправления совсем не дала ничего хорошего, было бы также несправедливо. С появлением магистратов в России впервые появилась не церковная, а светская система народного образования и социальной защиты. Возникло то, что сейчас называют малым предпринимательством. В Курске уровень грамотности населения в конце 18-го века превысил 30%, работали мануфактуры и цехи: сапожный, кузнечный, скорняжный и прочие. Всего цеховых насчитывалось 685 человек. Кроме того, передача полиции, и пожарной службы в ведение городского магистрата сделала эти структуры более эффективными. Инструкция предписывала русским магистратам «честно и чинно себя держать, дабы в такой знатности и почтении были, как и в других государствах». Но надежды Петра не оправдались. Император хотел создать российскую буржуазию, а создал колоссальный и всесильный бюрократический аппарат. Материал подготовил Андрей ФЕДОТОВ. Ваш комментарий: |
Читайте новости Дата опубликования: 22.11.2006 г. |
|