Как куряне до революции отмечали Новый год и Рождество

автор: А. ДЕМЧЕНКО

Рождество было самым любимым праздником в императорской России. Впрочем, до революции наши предки любили отмечать и светский Новый год. Архивные материалы показывают, как куряне готовились к торжествам, проводили праздничные дни.

Празднование Рождества в семье

Елки из села Конаревой

Новогодняя ель – привычное украшение дома в праздники и сейчас, и более ста лет назад. В прессе за декабрь 1888-го можно найти описание елочного базара в Курске. Как сообщали «Курские губернские ведомости», «перед праздниками Рождества Христова, как известно, совершается на Красной площади продажа так называемых елок (вместо елок продают и сосенки)». Журналист отправился пообщаться с продавцами. Выяснилось, что в предновогодние дни «средним числом продается около 400 штук елок». Цены составляли от 50 копеек до 3 рублей (то есть самое дешевое деревце на современные деньги стоило около 650 рублей). Однако, как отмечал корреспондент, куряне «покупают елки и дешевле»: ветки, срубленные с больших деревьев.

200 лесных красавиц на продажу привезли уроженцы Курского уезда: «Крестьяне села Конаревой издавна занимаются елочным промыслом и обыкновенно перед каждым Рождеством отправляются в Брянский уезд, где по дешевым ценам покупают елки и сосенки и продают их в Курске». Товар везли в нашу губернию как по железной дороге, так и на лошадях. Продавцы отмечали: они не единственные, кто продает елочки в городе: еще 160 деревьев привезли из Калужской губернии.

Конаревцы признались, что новогодние елки для горожан заготавливали еще их отцы и деды. Был у села сосновый лесок, который «вырубили дочиста и даже пенья выкорчевали». Как итог – пришлось отправляться за товаром в соседнюю губернию («Ну, делать нечего, стали потом в Брянск ездить»).

Журналист упрекнул крестьян, дескать, лес надо было поберечь. На что получил ответ: «Что будешь делать: нужда заставит – и лесок вырубишь. Земля у нас неурожайная, вот что».

Не было проблем и с игрушками. По архивным данным, накануне Нового года магазин предпринимателя Иванова на Херсонской улице (ныне – Дзержинского) предоставлял «большой выбор елочных украшений и картонажей». Минимальная цена составляла 2 копейки. Здесь же можно было купить подарки детям: игрушки, книги.

Для взрослых и более состоятельных жителей Курска модные и галантерейные магазины коммерсанта Пузанова предлагали к рождественским праздникам «большой выбор бриллиантовых, золотых, серебряных, фарфоровых, майоликовых, алюминиевых, бронзовых и других вещей для подарков».

Каток привлекал «катальщиков» и «катальщиц»

Отдельного внимания заслуживают рождественские развлечения курян: званые и благотворительные вечера, новогодние утренники, посещение общественных пространств дореволюционного города.

Были и необычные по тогдашним меркам способы отдохнуть в новогодние праздники. Как писали «Курские губернские ведомости» в 1893-м накануне Рождества «Курск оживился праздничным катанием на рысаках». Газета отмечала, что новый способ времяпрепровождения «свидетельствует в немалой степени о потребности в правильном устроенном беговом состязании»: помимо летних бегов, предлагалось организовать и зимние.

Более традиционным отдыхом на свежем воздухе в зимнем Курске стало посещение городского катка, который, судя по архивным документам за 1889 год, «привлекал достаточно катальщиков и катальщиц, особенно в те дни, когда играет музыка». Отмечалось, что лед «отличается замечательною гладкостью», каток «особенно усердно посещается публикою, преимущественно молодежью». Взрослых любителей коньков мало, как, впрочем, и «катающихся очень хорошо». Однако «пальма первенства среди последних» принадлежит некому Бычковичу...

Рождественская ёлка — традиционный атрибут празднования Рождества

В курской прессе конца XIX века немало объявлений о новогодних вечерах с танцами, театральными действиями, пением хоров.

«В пятницу, 25-го декабря, в городском театре имеет быть елка – общедоступный детский праздник, состоящий из пения, сцен и школьных игр», – писали дореволюционные газеты в 1892-м. Уточнялось, что в вечере будут участвовать до 159 исполнителей-детей. Среди номеров – розыгрыш по ролям басни Крылова «Квартет», подвижная «Игра в плотники». На мероприятии «вся исполнительная часть увеселения лежала на учениках народных училищ». Большой хор исполнил отрывки из «Жизни за Царя», несколько детских песен, но особенно «пресимпатично была выполнена «Елочка».

Как писали «Курские губернские ведомости», вечер посетил известный клоун и дрессировщик Владимир Дуров, находившийся на гастролях в Курске.

Помощь обездоленным

Параллельно с такими мероприятиями в Курске проводили новогодние торжества в пользу бедных. Состоятельные люди и высшее чиновничество областного центра отменяли традиционные званые рождественские обеды, чтобы передать деньги малоимущим: «В виду многочисленных заявлений о том, что необходимо впредь твердо установить на деле замену праздничных визитов посильным денежным взносом в пользу благотворительных учреждений». Даже губернатор личным примером показал, что привычного банкета, проводимого в прошлые годы по его инициативе, не будет, о чем было заявлено в конце декабря 1892-го: «В течение праздников Рождества Христова у г. Курского губернатора особого обязательного поздравительного приема не будет».

Местом же сбора для благотворительных рождественских вечеров становился курский общественный клуб, куда публику приглашали «для взаимных поздравлений». Обязательного взноса (по сути – оплаты входа) не было. Для тех, кто хотел пожертвовать некоторую сумму, выставлялась специальная кружка. Одно из главных условий посещения вечера – соблюдение дресс-кода: «Форма одежды – сюртук, для военных – сюртук с погонами».

Водку продавали только ведрами

Стоит упомянуть и о новогоднем дореволюционном столе. Известно, что курские крестьяне к Рождеству «припасали самую лучшую пищу», ели «до икоты и пили до обморока». Главными блюдами становились жареный поросенок и блины, без которых «не обходился ни один праздник».

Сохранились данные о ценах в Курске образца конца XIX века (из расчета 1335 современных рублей к одному царскому). Так, к примеру, по состоянию на середину декабря 1889-го в областном центре копченая ветчина стоила 15 копеек, зернистая икра – 2 рубля, малосольная осетрина – 30 копеек (такая же цена была и на копченые колбасы), фунт хлеба – 6 копеек, а пуд говядины – 4 рубля. Ведро же водки (чуть больше 12 литров) обошелся бы в старом Курске в 5 рублей, а бутылка мадеры – в 1 рубль.

Приобрести еду можно было в магазинах города, однако «свежатину» предпочитали покупать на рынках и праздничных ярмарках. Об открытии последних к Рождеству нередко ходатайствовали сами куряне, как, к примеру, в 1891-м в Грайвороне (тогда – Курская губерния). Местные жители просили Думу провести ярмарку с 28 по 31 декабря. Разрешение было получено, но с пометкой, что прежде ходатайство нужно обсудить и на земском собрании.

Читая торговый обзор, опубликованный в декабре 1889-го, узнаем, что и по какой цене можно было купить в предновогодние дни на курских рынках.

«Живность вчера, 18 декабря, на базаре торговали пока недорого, – сказано в обзоре. – Например, за пару гусей посредственных платили от 90 копеек до 1 рубля 20 копеек, куры – 20–25 копеек штука. Остальная живность и мясо были вообще недороги».

В это же время курский полицеймейстер (глава уездной полиции) отмечал, что в областном центре замечены лица, «продающие вразнос битую птицу и битых поросят». Такие торговцы «обыкновенно вывешивают их на себя, на верхнюю одежду, и в таком виде разносят по городу», что нарушает правила торговли. Приставам было поручено «не дозволять продавцам битой птицы и поросят продажи указанным выше способом», так как «расположение этих предметов на одежде промышленника может служить проводником разных болезней».

опубликовано в "Друг для друга" от 30 декабря 2021 г., 13 января 2022 г.


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту


Читайте новости
поддержка в ВК

Дата опубликования:
29.12.2025 г.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову