Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

МАГИЯ СТАРИНЫ

автор: В.КРЮКОВ.

Мой "поводырь" по древним временам - главный хранитель Курского областного археологического музея кандидат исторических наук Александр ЗОРИН, человек, хорошо знакомый многим любителям старины. Но на этот раз мы не в залах музея, а в его "закромах", к сожалению, недоступных большинству наших читателей. Здесь нашли свое постоянное пристанище десятки тысяч археологических находок: от кремневых орудий каменного века до предметов сравнительно недавних столетий, которые сделали бы честь любой экспозиции. Залы небольшого купеческого особняка, который мы скорее по привычке величаем "палатами Ромодановских", давно уже не вмещают содержимого своих подвалов...

Вы думаете, все это археологическое изобилие лежит здесь без дела? Вовсе нет. По мнению Александра Васильевича, кроме экспонирования или популяризации исторических знаний, не менее важной функцией музея является само хранение, цель которого - изучение прошлого. Исследователям, которые занимаются тем или другим историческим периодом, эти вещи необходимо видеть "живьем". В Курский археологический приезжают ученые-историки со всей России и работают в запасниках. У каждого свои вопросы к минувшему: кого-то интересует состав металлов, другого - технология древнего производства или военное дело. К примеру, только в этом году к археологам-курянам приезжали специалисты из Москвы, Петербурга, Воронежа.

Не очень разговорчивый вначале, главный хранитель постепенно раскрывает необъятность своих профессиональных знаний и увлеченность делом. Любой предмет, извлеченный со стеллажей, в его руках как бы оживает, раскрывая свою глубинную сущность.

Понятно, что охватить в одной статье весь массив археологических "закромов" просто невозможно. Оружие, керамика, предметы быта, музыкальные инструменты и много чего еще, что было частью жизни наших далеких предков... В "Сеймских берегах" мы постараемся время от времени возвращаться в этот старинный подвал, а пока в качестве темы для разговора выберем... ну, скажем, обереги и другие древние предметы, коим наши давние предки приписывали охранные свойства.

Все, что мы сегодня называем украшениями и даже "безделушками", в древности имело магический смысл, да и сегодня утратило его не вполне. Украшение когда-то надевалось не только и не столько для красоты, сколько в качестве амулета, священного талисмана, по-русски - оберега (от слова "оберегать"). Мы многое забыли, но где-то на уровне генетической памяти относимся к подобным вещам совсем не так, как к обиходно-прагматическим. Кстати, "охранная функция" предписывалась и элементам одежды: поясам, которые снимали только в крайних случаях, головным уборам, элементам вышивки на мужских рубахах и женских платьях. Даже многие детали жилищ наших предков служили этой же цели...

Из полумрака хранилища, как будто из глубин времени, Александр Васильевич извлекает на свет браслеты, перстни, височные кольца, нашейные гривны и много чего еще, что радовало глаз наших пращуров. Думается, для Зорина это прежде всего предмет работы, наполненный конкретной информацией, подтверждающий какое-то научное воззрение на историю или выпадающий из оного, а для меня - отголоски чьей-то давно минувшей жизни. Пытаюсь представить себе синеглазую женщину или девушку с узеньким запястьем, которой был бы впору этот стеклянный браслетик из последнего раскопа в Гочеве. Вот-вот она выйдет из темного угла и потребует свое имущество обратно...

Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. Этот предмет был любимейшим украшением у многих народов с самых давних времен. У славян его называли гривной. Название родственно слову "грива", одним из значений которого в древности было "шея". У некоторых народов гривны носили преимущественно мужчины, у других - женщины. Но всегда, в том числе и у древних славян, это был признак определенного положения в обществе, а часто - нечто вроде ордена за заслуги. Материалом могло быть железо, олово, медь, серебро и, конечно, золото. Не менее разнообразны технологические приемы, применявшиеся при изготовлении. К примеру, дротовые гривны делались из толстого металлического прутка, круглого, треугольного, шестиугольного, ромбического или трапецеидального в сечении. Кузнецы скручивали его, раскалив на огне.

Браслет - слово, пришедшее к нам из французского. У древних славян этот предмет назывался "обруч" (запястье, наруч, опястье, поруч, поручье, зарукавень...). Изготавливались они из материалов самых разнообразных: кожи, шерстяной ткани, прочного шнура, стекла и самых разных металлов. Лучше всего сохранилось стекло но, к сожалению, чаще всего - отдельными фрагментами. С веками оно мутнеет, теряя изначальный цвет и блеск, но есть способ хотя бы ненадолго вернуть этому материалу качества, прельщавшие давних модниц. Это я узнал от главного хранителя: нужно опустить стеклянный предмет в воду, и там он предстанет в своей прежней красе.

Перстни тех времен (столь же разнообразные по материалам и конструкции, как и другие украшения-амулеты) носили не только на пальцах руки, но и на пальцах ноги. Это считается финским влиянием. Судя по некоторым археологическим данным (Черниговская область), их надевали в зависимости" от возраста: маленькие девочки - на левую руку, девушки-невесты или молодые женщины - на правую, а пожилые женщины - снова на левую.

В круглых привесках-оберегах, входивших в женский головной убор, хорошо прослеживается "солнечная символика", Иногда они украшались изображением креста, и теперь трудно сказать, что имел в виду мастер XII века - то ли новый христианский, то ли свой древний солнечный крест.

Почему женщины всех времен украшали себя гораздо больше, чем мужчины? Тысячи лет назад мужчины не просто желали принарядить своих жен и сестер. Они вполне сознательно старались сохранить самое ценное, чем обладал народ, стремились оградить от всякого посягательства" духовную и физическую красоту будущих поколений...

Впрочем, мужская половина тоже была не против амулетов. Коготь матерого медведя с дырочкой для шнурка едва умещается на ладони и был в самый раз опытному охотнику или воину. Для тех же целей использовали клыки хищных животных или фрагменты их костей. Многие славянские обереги четко подразделяются на мужские и женские. Женские - конь как символ добра, счастья, мудрости, лебедь, гусь, утка (их как правило, носили у левого плеча), маленькие копии предметов домашнего обихода: ковшики, ложечки, гребешки, ключи... Миниатюрные топорики носили и те, и другие, но мужчины - у пояса...

Держу в руке оберег-лунницу, пытаюсь понять ее утерянный смысл. Такие находят в самых древних археологических слоях, и попробуй теперь доберись до истины. Даже упомянутой выше синеглазой особе это уже было неведомо. Ясно одно: обереги - таинственный мостик между человеком и окружающей его вселенной. Когда сегодня мы походя надеваем на шею православный крест только из суетного соображения "на всякий случай" и "авось, поможет" - или того хуже -как дань моде, неплохо бы вспомнить своих давних предков. Они хотя бы твердо верили в то, что понимают окружающий мир, знают, как взаимодействовать с ним и противостоять его опасностям. Продвинулись ли мы в этом смысле дальше пращуров? Сомневаюсь...

Погружался в прошлое в "закромах" археологического музея при содействии Александра ЗОРИНА

Виктор КРЮКОВ.
© "Городские известия" № 113 от 20.09.2005 г.

Весь интернет-Курск Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере
НА ЛИПИНСКОМ ГОРОДИЩЕ

О Гочевском курганном могильнике



Дата обновления:

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову