Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

ЗЕМЦЫ ЗНАЛИ, ЧТО ДЕЛАТЬ

автор: А.Амоскин

Сейчас выражение "местное самоуправление" - у всех на устах. То дать ему больше свободы, то ограничить... Но мало кто знает, как же сделать в России местное самоуправление эффективным, чтобы люди почувствовали его пользу.

А почему бы не оглянуться назад, тем более есть повод, - совсем недавно исполнилось 140 лет со дня открытия первого курского губернского земского собрания. Российские земства были органами местного самоуправления, они принесли народу большую пользу.

Опыт их очень бы пригодился сейчас - с учетом, конечно, времени.

Земство - это большой этап в становлении структур гражданского общества России. За полвека проведены три реформы для децентрализации управления. Уездное земство, например, не было строго подчинено губернскому.

Учреждения включали в себя распорядительный орган -собрание - и исполнительный -управу. После революции земства были упразднены, советской власти не нужна была самостоятельность уездов -только подчинение.

Рассмотрим одно из направлений - работу на поприще народного образования.

Школ в стране не хватало, Россия очень нуждалась в грамотных людях. В 1865 году в губернии было всего 40 начальных школ, а уже к 1915-му -1953, то есть почти в пятьдесят раз больше! Ежегодно вводились в строй около сорока начальных школ.

Курские земцы отстаивали в газетах и на собраниях мысль, что безграмотность населения обходится дороже расходов на просвещение, и возглавили движение за доступность образования.

Идея всеобуча обсуждалась на земском собрании в 1871 году. Для практического осуществления в Курск был приглашен И. Болоконский. Он составил первый вариант школьной сети: дети от 8 до 11 лет должны учиться в обязательном порядке, максимальное расстояние от дома до школы - две версты, минимальное число учеников в школе - шестьдесят.

Этот вариант не получился, и в 1897 году разработали другой. Однокомплектная школа проектировалась на 90-270 дворов, то есть на 90 учеников.

Министерство народного просвещения подготовило проект о введении всеобщего образования в России. И курские земцы приступили к третьему варианту, предполагавшему открыть в губернии еще 860 новых школ.

В шести уездах добились всеобщего начального образования. Конечно, результаты были еще далеки от желаемого. В 1915 году только 80 процентов детей было охвачено учебой (а девочек - лишь 41).

Но воз был сдвинут с места, и общее число учащихся было в губернии выше, чем по России.

Потребовались новые учительские кадры. Раньше их готовил Харьковский коллегиум, курские народное училище и мужская гимназия, педагогические курсы при уездных училищах Курска и Харькова, а также духовная семинария.

Этого было мало, и в губернии открываются Белгородская и Курская учительские семинарии, Белгородский учительский институт, педшкола сестер Рутцен в Курске, Суджанская и Дмитриевская учительские семинарии, Курская духовная семинария, Курская и Белгородская епархиальные женские училища, церковные учительские школы.

Земцы побеспокоились и о повышении квалификации - организовали летние учительские-курсы.

Свежую струю внесла Курская земская учительская школа, где директорствовал И. Шалфеев.

Летом 1877 года состоялся съезд выпускников, проработавших год в учебных заведениях. Они поделились впечатлениями, высказали пожелания, как улучшить подготовку педагогов. Интересно, что среди пожеланий было и такое - обучение нотному пению.

Благодаря председателю образовательной комиссии П. Долгорукому в 1902 году прошла учительская выставка, которая переросла в настоящий съезд учителей губернии и дала мощный толчок дальнейшему развитию образования.

Земцы заботились о преподавателях, их быте. Жалованье составляло 300 рублей в год. Много это или мало - судите по ценам: лошадь стоила 5 рублей, корова -еще дешевле. При стаже более пяти лет учителя получали надбавку 25 рублей. Их дети освобождались от платы за обучение. По почину земства в школах стали устраиваться утренники, новогодние елки, вечера с "живыми картинками", спектакли.

Земство помогало талантливым ученикам из бедных семей, а также студентам.

Таким образом, вклад его в развитие образования в стране огромен, и в том, что Россия в начале века стала стремительно развиваться, был и вклад земцев, истинных патриотов Родины.

Анатолий АМОСКИН, кандидат исторических наук.

Материал опубликован "ГИ" от 06.12.2005 г.


Весь интернет-Курск Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
08.10.2014 г.


Дата обновления:


Обсудить на форуме

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову