Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

ЗЕМЦЫ ЗНАЛИ, ЧТО ДЕЛАТЬ

автор: А.Амоскин

Сейчас выражение "местное самоуправление" - у всех на устах. То дать ему больше свободы, то ограничить... Но мало кто знает, как же сделать в России местное самоуправление эффективным, чтобы люди почувствовали его пользу.

А почему бы не оглянуться назад, тем более есть повод, - совсем недавно исполнилось 140 лет со дня открытия первого курского губернского земского собрания. Российские земства были органами местного самоуправления, они принесли народу большую пользу.

Опыт их очень бы пригодился сейчас - с учетом, конечно, времени.

Земство - это большой этап в становлении структур гражданского общества России. За полвека проведены три реформы для децентрализации управления. Уездное земство, например, не было строго подчинено губернскому.

Учреждения включали в себя распорядительный орган -собрание - и исполнительный -управу. После революции земства были упразднены, советской власти не нужна была самостоятельность уездов -только подчинение.

Рассмотрим одно из направлений - работу на поприще народного образования.

Школ в стране не хватало, Россия очень нуждалась в грамотных людях. В 1865 году в губернии было всего 40 начальных школ, а уже к 1915-му -1953, то есть почти в пятьдесят раз больше! Ежегодно вводились в строй около сорока начальных школ.

Курские земцы отстаивали в газетах и на собраниях мысль, что безграмотность населения обходится дороже расходов на просвещение, и возглавили движение за доступность образования.

Идея всеобуча обсуждалась на земском собрании в 1871 году. Для практического осуществления в Курск был приглашен И. Болоконский. Он составил первый вариант школьной сети: дети от 8 до 11 лет должны учиться в обязательном порядке, максимальное расстояние от дома до школы - две версты, минимальное число учеников в школе - шестьдесят.

Этот вариант не получился, и в 1897 году разработали другой. Однокомплектная школа проектировалась на 90-270 дворов, то есть на 90 учеников.

Министерство народного просвещения подготовило проект о введении всеобщего образования в России. И курские земцы приступили к третьему варианту, предполагавшему открыть в губернии еще 860 новых школ.

В шести уездах добились всеобщего начального образования. Конечно, результаты были еще далеки от желаемого. В 1915 году только 80 процентов детей было охвачено учебой (а девочек - лишь 41).

Но воз был сдвинут с места, и общее число учащихся было в губернии выше, чем по России.

Потребовались новые учительские кадры. Раньше их готовил Харьковский коллегиум, курские народное училище и мужская гимназия, педагогические курсы при уездных училищах Курска и Харькова, а также духовная семинария.

Этого было мало, и в губернии открываются Белгородская и Курская учительские семинарии, Белгородский учительский институт, педшкола сестер Рутцен в Курске, Суджанская и Дмитриевская учительские семинарии, Курская духовная семинария, Курская и Белгородская епархиальные женские училища, церковные учительские школы.

Земцы побеспокоились и о повышении квалификации - организовали летние учительские-курсы.

Свежую струю внесла Курская земская учительская школа, где директорствовал И. Шалфеев.

Летом 1877 года состоялся съезд выпускников, проработавших год в учебных заведениях. Они поделились впечатлениями, высказали пожелания, как улучшить подготовку педагогов. Интересно, что среди пожеланий было и такое - обучение нотному пению.

Благодаря председателю образовательной комиссии П. Долгорукому в 1902 году прошла учительская выставка, которая переросла в настоящий съезд учителей губернии и дала мощный толчок дальнейшему развитию образования.

Земцы заботились о преподавателях, их быте. Жалованье составляло 300 рублей в год. Много это или мало - судите по ценам: лошадь стоила 5 рублей, корова -еще дешевле. При стаже более пяти лет учителя получали надбавку 25 рублей. Их дети освобождались от платы за обучение. По почину земства в школах стали устраиваться утренники, новогодние елки, вечера с "живыми картинками", спектакли.

Земство помогало талантливым ученикам из бедных семей, а также студентам.

Таким образом, вклад его в развитие образования в стране огромен, и в том, что Россия в начале века стала стремительно развиваться, был и вклад земцев, истинных патриотов Родины.

Анатолий АМОСКИН, кандидат исторических наук.

Материал опубликован "ГИ" от 06.12.2005 г.



Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту счетчик посещений
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере

Дата опубликования:
08.10.2014 г.


Дата обновления:


Обсудить на форуме

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову