Главная Поиск Усадьбы
и здания
ПЕРСОНАЛИИ Статьи
Книги
ФОТО Ссылки Aвторские
страницы

 

 

 

 

Приезд Александра III c семьей в Курск в 1888 году

автор: В.СТЕПАНОВ.

Крушение царского поезда

19 октября 1888 года Курск посетил Его императорское Величество Александр III c семьей. Повод, к сожалению был печальный.

17 октября 1888 года российский телеграф разнес по миру срочное известие, что на 277-й версте от Курска произошло крушение императорского поезда, в котором царь Александр III с семьей возвращался из Крыма. Происшествие случилось у железнодорожной станции Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги в нескольких десятках километров южнее Харькова.

В тот день лил дождь с изморозью, и кругом была страшная слякоть. В 2 часа 14 минут, когда состав спускался с уклона со значительной по тому времени скоростью 68 километров в час, неожиданно сильный толчок сбросил со своих мест всех ехавших в поезде людей. Затем последовал страшный треск и еще более сильный толчок, чем первый. Потом был еще тихий толчок, и поезд остановил свое движение.

Это был тяжелый состав, состоящий из 15 вагонов, который тянули два паровоза. Первый из них был товарный Зигля Т-164, а второй - пассажирский Струве П-41. Сразу за паровозами располагался багажный вагон, в котором находилась небольшая электростанция для освещения состава, потом вагон-мастерская, за которым следовал вагон министра путей сообщения. Далее находились два кухонных вагона и вагон для обслуживающих кухню людей, вагон-столовая, великокняжеский вагон, потом вагон императорской четы, наследника престола и пять вагонов царской свиты. Длина поезда составляла 302 метра.

...Разрушение железнодорожного состава выглядело ужасным. Слышны были крики раненых и стоны изувеченных людей. Императорский вагон-столовая оказался сброшенным на левую сторону насыпи и представлял собой сплюснутый каркас, из-под которого была вытолкнута с рельсов тележка с колесами. Находившаяся в этот момент в вагоне почти вся царская семья оказалась под искореженной крышей вагона. Правда, сам царь и большинство приближенных при этом отделались легкими царапинами, ссадинами и ушибами. Только флигель-адъютанту Шереметеву раздробило палец руки.

На разрушенный вагон-столовую должны были наехать следующие за ним вагоны, но два ближних к нему развернулись на стальных рельсах поперек, образовав баррикаду Однако последовавший удар был столь силен, что проломило вагонную стенку и в пролом выбросило на откос земляной насыпи малолетнюю великую княжну Ольгу. Девочка осталась невредимой. Она закричала: "Папа, папа, я жива!" Малолетний великий князь Михаил был вынут из-под вагонных обломков солдатом при помощи императора. Из членов царской семьи больше всех пострадала старшая дочь Ксения, которая на всю жизнь осталась горбатой.

Причиной трагического происшествия стало нарушение правил движения железнодорожного состава, который тащили два паровоза с недозволенной скоростью. А ведь казалось, что меры для сохранения жизни царя предпринимались чрезвычайные, особенно памятуя трагическую судьбу его отца императора Александра II. Всегда тщательно отслеживалась пища царского стола, при его дальних переездах менялись направления следования, вдоль железнодорожных полотен выставлялись войска (сразу по различным дорогам). В иной раз с небольшими промежутками времени один за другим пускались "двойники" царских составов, чтобы невозможно было угадать, в котором ехал монарх.

И вдруг такое тяжкое происшествие. Надо отметать, что Александр III в эти минуты не потерял самообладание и, выбравшись из-под обломков, успокаивал близких, оказывал помощь раненым.

Во всем поезде уцелело только пять вагонов. Страшно пострадал вагон, в котором ехали придворные служащие и буфетная прислуга. В нем оказалось большинство жертв. А всего при крушении поезда погиб 21 человек и 37 были ранены.

Только вечером того дня, когда были собраны все трупы и не осталось на трагическом месте ни одного раненого, царское семейство пересело в прибывший свитский поезд и было переправлено на станцию Лозовая. И только под утро следующего дня, то есть 18 октября, поезд отбыл в Харьков.

В тот же день на имя курского губернатора П.П. Косаговского поступила от министра императорского двора телеграмма: "На Курско-Харьково-Азовской железной дороге, на станции Борки в императорском поезде сошел с рельсов второй локомотив и следующие за ним четыре вагона. Благодаря Богу, государь, государыня, цесаревич, великие князья, великие княгини и все лица свиты совершенно невредимы". Такова была первая официальная реакция на произошедшее.

19 октября 1888 года поздно вечером императорский поезд подошел со стороны Белгорода к станции "Курск-1". Вся царская семья вышла на перрон. Преосвященный Иустин произнес краткое приветствие императору и благословил его иконой. Александр III принял доклад от губернатора П.П. Косаговского и военных начальников. Потом царь с женой приняли хлеб-соль от депутаций дворянства, земства, города и обществ пригородных слобод. Через некоторое время императорский поезд отправился в Петербург.

На плане города Курска, составленном землемером Д.М. Антоновым и изданном книжным магазином К.И. Ивановой в 1904 году, в самом начале Шоссейной улицы (ныне ул. Интернациональная), у железнодорожного вокзала "Курск-1 " крестиком отмечена часовня. Она была сооружена в 1890 году Ямским обществом в память избавления императора Александра III и его семьи от гибели при трагическом крушении железнодорожного поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года.

Сейчас об этом ничто не напоминает, потому что после войны произошла генеральная перепланировка. А было это место где-то в районе нынешнего вокзала.

©Владимир СТЕПАНОВ."Курская правда" от 31 января 2003 г.

Весь интернет-Курск Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту
Получайте аннонсы новых материалов, комментируйте, подписавшись на меня в
поддержка в твиттере


Дата обновления:

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову