Санитарное состояние промышленных предприятий Курской губернии во второй половине XIX - начале ХХ вв.

автор: А. Ларин

Вторая половина XIX века стала временем бурного развития российской промышленности, вызванного отменой крепостного права. В Курской губернии до революции, промышленность, была преимущественно, представлена сахарными заводами, собственниками которых были крупные помещики и представители развивающейся российской буржуазии. Кроме сахарных заводов в губернии находились винокуренные, пивоваренные, кожевенные, крахмальные, овчинные, а также салотопенные заводы, табачные фабрики, мельницы и иные производства. Большая часть промышленных предприятий представляла собой производства кустарного типа, на которых трудилось небольшое количество наемных рабочих.

Надзор за санитарным состоянием предприятий промышленности осуществлялся уездными врачами, а затем был передан специальным фабричным инспекторам. Однако, на протяжении долгого времени, фабричный контроль практически не осуществлялся, мер по охране труда, а также соблюдении норм техники безопасности практически не предпринималось.

Одним из немногих представителей промышленной медицины, которого действительно волновали проблемы безопасности труда, стал С.И. Евтушевский. В своем докладе "К вопросу о санитарии г. Курска", который был произнесен на собрании общества курских врачей 29 января 1900 года, он рассказал о плохих условиях труда и быта работников предприятий Курской губернии. В докладе говорилось следующее: "Мастерская, в которой воздух непрерывно загрязняется едкою пылью производимого товара, содержит 16 куб. саженей свободного пространства. В ней работает 20 человек. На каждого приходится 3/5 куб. саженей воздуха. Вместо 2,7, т.е. в 4 ½ раза меньше, чем следует. Искусственной вентиляции во время работы никакой". Доклад был создан на основе проверки промышленных предприятий губернии. В нем содержится множество негативных высказываний и о других курских предприятиях, в частности: "Другая мастерская содержит 60 куб. саженей на 104 рабочих; на каждого приходится чуть больше ½ куб. саженей воздуха. Вентиляции нет…Подвальный этаж, темно и сыро. Сквозь густой туман мерцают коптящие лампы, озаряющие слабым светом бледные лица тружеников. Вам становится жутко. Не в могилу ли спустились вы, откуда нет уже выхода на божий свет. Движения воздуха абсолютно никакого: стены и потолки покрыты черной паутиной, полы грязны и до того изрыты, что вы балансируете, чтобы не упасть, попасть ногой в ямы. При высоте подвала в ¾ сажени на каждого человека отведено в обрез 1 куб. сажень воздуха."

Помимо антисанитарии на производстве, тяжелое состояние было и в общежитиях-казармах, в которых проживали рабочие. С.И. Евтушевский в своем докладе описывает одну из таких казарм следующим образом: "Две комнаты во втором этаже каменного дома, неоштукатуренного ни снаружи, ни внутри. Стены, потолки, полы грязны. Окна без форточек и без двойных рам, но с железными решетками. Вдоль стен деревянные нары в два яруса. На них грязные подстилки из мешков с соломой. На каждую из тридцати живущих здесь женщин-работниц приходится немногим больше 1/2 куб. саженей воздуха. В дощатом потолке одно отверстие в 3 кв. вершка для вентиляции". Стоит учесть, что докладчиком были проинспектированы только промышленные предприятия, расположенные в городе Курске и находящиеся под надзором фабричной инспекции, что дает основания предполагать, что в уездах дела обстояли еще хуже.

Со временем ситуация практически не менялась. В докладе курского губернатора за 1915 год было сказано, что в губернии находится 6846 предприятий, на которых трудятся 31200 человек, при этом санитарному контролю со стороны фабричной инспекции подлежат только 143 предприятия. В докладе также отмечается о такой проблеме как труд малолетних, к тому же сообщается, что из-за начала Первой мировой войны, число трудящихся детей увеличилось в два раза.

Многочасовая работа в антисанитарных условиях становилась причиной не только высокой заболеваемости рабочих, но и часто приводила к смертям. Большинство людей, задействованных в промышленности, были бедные и часто не могли позволить себе оплату нахождения в больнице. Неполучение медицинской помощи своевременно могло привести к летальному исходу. Курский земский врач Н.И. Асеев в 1901 году о заболеваемости населения курских рабочих писал: "Влияние фабрично-ремесленной промышленности на здоровье населения сопровождается для населения большим санитарным вредом, чем сельскохозяйственная деятельность. И уже по одному этому следует направлять все усилия к тому, чтобы всякого рода ремесленная деятельность, а тем более на фабриках и заводах, не поглощала у населения более того времени, какое остается у него от полевых работ. Последним должна принадлежать преобладающая роль в жизни населения. Фабрично-ремесленный труд влечет за собой более неблагоприятные последствия для здоровья населения и приносит подчас труднопоправимые санитарные бедствия в тех местностях, где фабрично-заводская деятельность составляет преобладающее занятие населения."

В 70-80-х годах, в связи с развитием курской промышленности, происходит организация фельдшерских пунктов, а также маленьких больниц при заводах и фабриках. В частности, в Рыльском уезде на суконной фабрике в селе Глушково была организована больница на 25 коек, а при сахарном заводе в селе Теткино - на 10 коек, действовало два приемных покоя с фельдшерами, один в селе Марково на винокуренным заводе, второй - в селе Гапоново при механической мельнице.

В селе Дерюгино Дмитриевского уезда была больница на 4 койки, в которой проходили лечение рабочие бумажной фабрики, сахарного и винокуренного заводов, которые также находились в селе. О состоянии медицинских пунктов при промышленных производствах, можно судить по воспоминаниям современников. Так, врач Дмитриевского уезда Гремяцкий пишет: "Имеется сахарный завод в селе Прилепах, с так называемой больницей - простой хатой, разделенной дощатой перегородкой на две очень маленькие комнатки с низкими потолками и миниатюрными окнами, где размещены 5 коек. Постоянного врачебного надзора завод не имеет, а в случае надобности, врач приглашается из города Севска Орловской губернии."

Говоря о современной территории Белгородской области, стоит отметить, что в Корочанском уезде, в селе Ржевске располагался сахарный завод, при котором действовала небольшая больница во главе которой находился фельдшер, также туда приезжал земский врач. В селе Головчино, находящимся в Грайворонском уезде, при сахарном заводе существовала больница, рассчитанная на 6 коек, заведующим которой был фельдшер. При сахарном заводе в Красной Яруге располагалась больница на 10 коек, которую также возглавлял фельдшер, но периодически больницу посещал земский врач соседнего участка.

В дореволюционной России город Курск являлся крупным железнодорожным узлом (на курских железных дорогах в последние годы существования Российской Империи работало 7000 человек), поэтому отдельно стоит проанализировать состояние медико-санитарного обслуживания работников железнодорожного транспорта.

Активное развитие железнодорожного строительства в Российской Империи началось во второй половине XIX века, что было обусловлено нуждами бурно развивающейся промышленности. В 1868 году через Курск прошли первые составы на Москву, а в следующем году регулярное железнодорожное транспортное сообщение у Курска существовало с Москвой, Киевом и Харьковым. В 1893 году было открыто железнодорожное сообщение с Воронежем. Таким образом, в нашем городе оказались соединены две крупные железнодорожные магистрали - Московско-Курская, которая находилась в ведении казны и Московско-Киево-Воронежская, которая находилась под управлением акционерной компании.

Рассматривая оснащенность железных дорог медицинским персоналом, стоит отметить, что на государственной Московско-курской железной дороге функционировало 6 врачебных участков. Медицинской службой железной дороги руководил старший врач, который также руководил Московским железнодорожным врачебным участком. Каждый участок был примерной протяженностью 100-110 км, участки находились, соответственно, в ведении серпуховского, тульского, скуратовского, орловского и курского участковых врачей. Курский участок железной дороги продолжался от станции Куракино до станции Курск

Относительно, Московско-Киево-Воронежской дороги, стоит отметить, что она проходила на протяжении всей Курской губернии с запада на восток. Данная железная дорога обслуживалась двумя докторами на участках Курск-Коренево и Курск-Конотоп, а к востоку от Курска обслуживалась двумя участковыми врачами, которые постоянно находились на станциях Щигры и Кшень.

В случае, если пассажиры поездов и работники железнодорожного транспорта заболевали в дороге, то помощь им оказывалась фельдшерами-кондукторами, которые находились под руководством заведующих кондукторской службы и лишь в специальных вопросах подчинялись старшему врачу железной дороги.

На некоторых железнодорожных станциях, которые находились на территории Курской губернии, находились приемные покои. На Московско-Киево-Воронежской дороге приемные покои находились на станции Курск I в здании Центрального вокзала, в покоях находилась 1 койка, при станции Курск II - 2 койки, при станции Дмитриев - 2 койки, при станции Льгов - две койки, при станции Коренево - 2 койки, при станции Щигры - 1 койка, при станции Кшень - 1 койка. При Московско-Курской железной дороге приемные покои находились при станции Клейн-Михелев, которая ныне называется Ржава, было 2 койки, при станции Поныри - 1 койка. Помимо этого, на станции Белгород Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги действовал приемный покой на 2 койки.

Во время эпидемий на железнодорожных станциях, как правило, на тех при которых функционировали приемные покои, развертывались временные бараки, в которые больные работники железнодорожного транспорта госпитализировались и пребывали на карантине. Во время масштабной эпидемии холеры, которая разразилась в Курской губернии в 1902-1903 годах такого рода бараки были обустроены на станциях:

- Коренево - на 10 коек;

- Щигры - на 12 коек;

- Кшень - на 5 коек;

- Курск - на 6 коек.

Говоря о функциях врача на железнодорожном транспорте, преимущественно они заключались в следующем:

- ведение ежедневного амбулаторного приема работников железной дороги и членов их семей;

- посещение тяжелобольных по месту их пребывания;

- осуществление санитарного надзора за станциями;

- осуществление надзора за формируемыми составами;

- периодический осмотр всех жилых помещений, дворов и колодцев на закрепленной территории;

- проведение освидетельствования вновь принятых на работу служащих и рабочих, а также ежегодное переосвидетельствование всех имеющих отношение к движению железнодорожных составов, проверка их слуха, зрения и общего состояния здоровья.

Помимо перечисленного в задачи участкового врача на железнодорожных станциях входила обязанность выезжать на линию при несчастных случаях и для принятия мер при возникновении очагов инфекционных заболеваний. Таким образом, мы видим, что на врачей железнодорожных участков было возложено множество разнообразных функций, что часто превращало выполнение обязанностей данной категорией медиков в простую формальность. Т.е., мы видим, что охрана здоровья железнодорожных рабочих также не осуществлялась должным образом.

После революционных событий 1905-1907 годов правительство пошло на ряд уступок, которые были направлены на улучшение условий труда и быта рабочих. Так, в 1909 году на первом Всероссийском съезде врачей и представителей фабрично-заводской промышленности, было принято решение передать медицинское обслуживание наемных рабочих самоуправляющимся больничным кассам. Ещё одним из законов подобной направленности явился изданный в 1912 году закон о страховании рабочих на случай болезни или увечья. Пособия застрахованным работникам должны были выплачиваться из средств фонда, которые поступали как от самих наемных рабочих, которые вносили 60 % фонда. так и от владельцев предприятий, которые вносили остальные 40 %. Размер страховых пособий был не велик, - по закону он должен был составлять 20-50 % от их заработной платы. К тому же закон о страховых выплатах затрагивал только 2 млн. рабочих из общего числа в 13 млн. на 1912 год. Больничные кассы были далеко не на всех предприятиях, оказывая трудящимся недостаточную помощь.

В 1912 году первая больничная касса была организована и в Курске. Обслуживанием застрахованных рабочих в губернском городе занимался врач В.И. Рождественский. В июле 1917 Временным правительством был принят новый закон о социальном страховании, который несколько улучшал положение рабочих, однако, долго проработать ему было не суждено из-за произошедшей в скором временем Октябрьской социалистической революции.

Таким образом, положение рабочих в Курской губернии до революции оставляло желать лучшего. Практически за их здоровьем следили мало, многие производства несли откровенно пагубный характер для организма наемных рабочих. Положение несколько улучшилось после революции 1905-1907 годов, однако, в целом условия труда и быта рабочих в курском промышленности оставляли желать лучшего, так же остро сказывалась не хватка квалифицированного медицинского персонала на предприятиях Курской губернии.

Материал предоставлен автором специально для публикации на сайте "Курск дореволюционный"


Ваш комментарий:



Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК


Дата опубликования:
21.11.2019 г.


 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову