«ПРЕКРАСНЫЕ КАЧЕСТВА СОЛДАТА ВНОВЬ БЫЛИ ПРОЯВЛЕНЫ НА МАНЕВРАХ…» (К 110-ЛЕТИЮ ПРОВЕДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ БОЛЬШИХ МАНЕВРОВ В ВЫСОЧАЙШЕМ ПРИСУТСТВИИ)

ЗА ОТЛИЧНОЕ СНАБЖЕНИЕ ЦАРСКОЙ СТОЛОВОЙ ВО ВРЕМЯ МАНЕВРОВ КУРСКИЙ КОНДИТЕР СТАЛ ИМЕНОВАТЬСЯ ПОСТАВЩИКОМ ДВОРА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА

автор: Н.Петрованова.

Во время Больших курских маневров в 1902 году, кондитерская Н.П. Левашкевича поставляла для царской столовой свою продукцию высокого качества, за что получила право именоваться «Поставщик Двора Его Императорского Высочества». Дела Левашкевича пошли в гору настолько, что был открыт филиал кондитерской на Херсонской улице Курска.

…Дорогу к Никитскому кладбищу я помню с детских лет. Вхожу на территорию храма. За кирпичной стеной с новыми железными воротами старинное кладбище, иду почти наугад. В нескольких метрах от храма нахожу надгробие со знакомой фамилией: крест из черного гранита, на кубическом основании надписи с трех сторон: «Мир праху твоему – Анастасия Ивановна Левашкевич. Родилась 1850 года 22 декабря. Скончалась 1911 года 4 марта. Дорогой жене от мужа». «Николай Павлович Левашкевич. Родился 1844 года 21 апреля. Скончался 1915 года 13 июня». «Наталия Николаевна Левитская. Родилась 20 августа 1881 года. Скончалась 23 мая 1950 года». Рядом еще одно надгробие, похожий крест из черного гранита, на пьедестале которого надпись: «Генерал-майор Павел Ильич Бырдин. Родился 28 июля 1847 года. Скончался 18 апреля 1912 года. Мужу и другу. Мир праху твоему». Генерал был супругом одной из дочерей Н.П. Левашкевича. Под сенью старых кленов, словно под отеческим кровом, тихо и покойно. Некрополь XIX века стоит в своем первозданном величии. Ничто не тревожит покой усопших полстолетия и столетие назад.

О своей бабушке по отцовской линии Наталии Николаевне Левитской я знаю очень немногое, она умерла за год до моего рождения. Сохранились ее фотографические портреты, сделанные в курских фотоателье, затем многочисленные портретные снимки, сделанные моим дедом В.В. Левитским в пору их супружества. В наследство мне остались изящные образчики рукоделия, альбомы с узорами для вышивания, письма мужу в сибирские лагеря и письма сыну на фронт. Она была человеком старого времени, жила в строгих правилах, была религиозна. После ареста мужа в 1931 году у нее остался только ее сын Олег, которого она очень любила. Судьба была жестока ко всем четырем дочерям Н.П. Левашкевича.

Имя владельца кондитерской, купца Николая Павловича Левашкевича курским краеведам отлично знакомо, о нем много написано в курских газетах и брошюрах исследователей прошлого. Много писал о своем дедушке и мой отец. В 1995 г. в курском краеведческом музее открылась постоянная экспозиция, посвященная кондитерской Левашкевичей. Отец передал в дар музею много памятных вещей – семейных реликвий. Это событие было отмечено местными СМИ. Вернемся к истории.

* * *

В нашей семье бережно хранятся фотоснимки начала века. На этих добротно исполненных, ретушированных фото, часто наклеенных на толстый финский картон с золотыми обрезами и фирменными знаками курских фотоателье, изображены члены большой семьи Левашкевичей. Портреты прабабушки и прадедушки, совместные групповые снимки, сделанные по случаю различных семейных торжеств и праздников. Сохранились и многочисленные любительские фотографии, которыми заполнены альбомы. Это сцены отдыха и семейных встреч в поместьях, в Крыму и на Кавказе (на водах), домашние досуги, где всегда в центре большой группы родственников – главы семейства Николай Павлович и Анастасия Ивановна Левашкевичи. Автор этих многочисленных снимков - мой дедушка, офицер-воспитатель Орловского Бахтина кадетского корпуса, незаурядный фотолюбитель Владимир Владимирович Левитский, который в 1903 году стал мужем одной из дочерей Н. П. Левашкевича – Наталии Николаевны.

Николай Павлович и Анастасия Ивановна воспитали четырех дочерей, трое из них вышли замуж за военных. Старшая дочь Анна стала женой помещика Поныровского уезда Курской губернии Александра Никандровича Михалевского, они жили в поместье Брусовое, детей у них не было. Ее сестра Александра вышла замуж за жандармского офицера, Льва Георгиевича Гоголева, служившего в Нижнем Новгороде, у них было трое детей. После революции Гоголев эмигрировал вместе со старшим сыном Борисом, выпускником Орловского Бахтина кадетского корпуса, они обосновались во Франции. Средняя дочь Анастасия стала женой уже пожилого человека, генерала Павла Ильича Бырдина. Одно время они жили в Иркутске, где генерал занимал большой пост на железной дороге. Младшая дочь Наталия, моя бабушка, выйдя замуж за адъютанта 237 пехотного Грайворонского полка В. В. Левитского, в 1905 году уехала вместе с мужем в Орел, где он после настойчивых хлопот добился должности офицера-воспитателя кадетского корпуса.

Все эти люди изображены на большом семейном фото, сделанном в 1903 году в одном из курских фотоателье. В центре снимка – мои прадедушка и прабабушка Левашкевичи. Нет только фигуры генерала Бырдина: эту часть фотографии пришлось отрезать, опасаясь обысков в период сталинских репрессий. Сейчас этот снимок – самая ценная память о моих родных, никого из них уже давно нет в живых…

Как это часто бывает в старинных семьях, у Левашкевичей была своя легенда, из которой следовало, что некий польский шляхтич после поражения одного из польских восстаний вынужден был бежать из родной страны. Вместе с ним бежал его слуга-кондитер. Оказавшись в России, они не имели средств к существованию, и слуга, спасая себя и барина, организовал небольшую пекарню. Стал выпекать булочки и пирожки. Дело пошло хорошо, спустя некоторое время в Курске появилась кондитерская фирма Левашкевича. Дети продолжили дело отца, в 1850-х годах они купили в центре города на Московской улице каменный двухэтажный дом, частично перестроив его. Среди документов семейного архива у нас хранится подлинный чертеж перестройки этого дома за подписью владельца. В 1900 – 1910-х годах фирма принадлежала одному из четырех сыновей Павла Ивановича – Николаю Павловичу.

Мой отец, Олег Владимирович Левитский, вспоминал о своем дедушке: «Он был знаменитым в Курске человеком – купец II гильдии, гласный городской Думы, товарищ директора банка. Спокойный, добрый и надежный человек, знаток своего кондитерского дела и всего, связанного с производством и продажей сладостей, глава большой семьи, человек, очень располагавший к себе. Близкие знакомые называли его «папаша». Хорошо представляю себе его дом, длинный глубокий двор с удобным размещением пекарни, складов и жилой двухэтажной части, выходящей на юг, с комнатами, всегда освещенными солнцем.

В доме моего деда я прожил со своими родителями почти 10 лет после окончания Гражданской войны, в которой участвовал мой отец, и до его ареста. Это был большой кирпичный дом в центре города, в начале улицы Московской, напротив женской гимназии. На одной из дореволюционных открыток из многочисленной серии видов города Курска изображено здание второй женской гимназии, а напротив видны двухэтажный фасад дома дедушки и вывеска «Кофейня Н.П. Левашкевича». Примерно тогда же один ныне забытый курский поэт М.А. Любимов описал картину центральной улицы того времени:

…Горит закат зарею красной,

Морозит вечер. Воздух сух.

Огонь у Гибеля в колбасной

Уже давным-давно потух.

Заперты лавки, магазины,

И лишь сияет клуб единый,

Да Левашкевича окно

Еще огнем озарено.

Бабушка Анастасия Ивановна играла роль «отдела кадров», была строга и требовательна, держала мастеров, пекарей, мальчишек для посылок «в узде», оказывая большую помощь общему делу. Превосходное качество пирожных, тортов, пирожков и булочек, мороженого, чая, какао и кофе, быстрое и культурное обслуживание привлекали в кофейню и кондитерскую не только известных и зажиточных курян, но и обычных посетителей. Не меньшее значение для процветания фирмы имели месторасположение дома – в самом центре города, надежные поставщики исходных продуктов, правильная организация производства, да и вкусный запах, исходивший из этого заведения, также имел немаловажное значение…».

Под конец жизни Николай Павлович, не имея наследников по мужской линии, передал дело лучшему, на его взгляд мастеру Константинову. Однако у того не оказалось нужных качеств и дело вскоре погибло. Впрочем, известные в России события 1917 года не оставили надежд на его продолжение. Но не это важно, а важно то, что теперь, как говорил мой отец, - пришло время, когда все больше людей стали интересоваться прошлым нашего Отечества, что заставляет вспоминать давно забытое и порой поучительное.

В заключение приведу одно воспоминание отца, дающее представление о личности купца Левашкевича. На похоронах Николая Павловича среди провожавших его на кладбище были замечены несколько незнакомых молодых людей, как оказалось, студентов Харьковского университета. При расспросах выяснилось, что эти способные в науках юноши были стипендиатами Н. П. Левашкевича, на протяжении нескольких лет он содержал их, о чем не подозревали даже члены его семьи. Во времена моего прадеда было принято делать добрые дела без огласки!


СОДЕРЖАНИЕ


Ваш комментарий:



Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК


Дата опубликования:
16.12.2013 г.

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову