КУРЯНЕ – УЧАСТНИКИ И СОВРЕМЕННИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА И ЗАГРАНИЧНЫХ ПОХОДОВ РУССКОЙ АРМИИ (1813-1814 гг.)

СЕРГЕЙ КУЗЬМИЧ ВЯЗМИТИНОВ – ДВАЖДЫ МИНИСТР ИЗ РЫЛЯН

автор: Шилов Д.Н.

Российская провинция в XVIII-XIX столетиях дала стране много выдающихся государственных деятелей – министров, законодателей, региональных администраторов. Большинство из них достигли своего высокого положения лишь посредством личных способностей, упорства и трудолюбия, вопреки невыгодным «стартовым позициям». Яркий пример относительной демократичности российского служилого сообщества представляет судьба сына Портрет С. К. Вязмитинова работы О. А. Кипренского владимирского священника М.М. Сперанского, ставшего зиждителем новой отечественной государственности на рубеже этих веков.

Благодаря тем же качествам достиг больших чиновных высот и сын небогатого рыльского дворянина Сергей Кузьмич Вязмитинов (родился 7 октября 1744 г., скончался 15 октября 1819 г.), уроженец Рыльского уезда тогдашней Белгородской губернии(1). (на репродукции – его парадный портрет кисти О.А. Кипренского). Изначальные перспективы его карьеры не были радужными. Многолетняя армейская лямка, хлопоты и лишения походной жизни, отставка в обер- или штаб-офицерском чине с беспорочным аттестатом и мизерной пенсией были в то время в России обычным жизненным уделом для большинства сыновей небогатых уездных помещиков. Тем более, что никакого систематического образования юноша получить не смог. Но, по свидетельству близко знавшего его современника, «ум его, трудолюбивый и острый, доставил ему то, чему редкие могли выучиться, получа рачительное воспитание»(2).

Четырнадцати с половиной лет, летом 1759 г. Вязмитинов поступил на военную службу унтер-офицером, принял участие в боевых действиях заключительного этапа Семилетней войны с Пруссией. По их окончании был произведен в первый офицерский чин. Семь следующих лет прошли в армейских буднях в Украинском ландмилицком корпусе, несшем пограничную и караульную службу на западной границе империи.

Взлет карьеры Сергей Кузьмича начался с назначения его адъютантом к видному екатерининскому сановнику, вице-президенту Военной коллегии, будущему фельдмаршалу графу З.Г. Чернышеву. Исполнительность и трудолюбие юноши понравились вельможе и его жене Анне Родионовне (урожденной фон Ведель). По свидетельству очевидца, Вязмитинов «старался неусыпно, и по службе и без службы, угождать вспыльчивости графа и самонравию графини. И за этот труд и терпение никого они столько не гоняли, как его; ни к кому столько не имели доверенности, как к нему; и ни в кого столько влюблены не были, как в него»(3).

От Чернышева молодой адъютант, уже в чине подполковника, в 1771 г. перешел на службу в штаб одного из талантливейших полководцев екатерининской эпохи – графа П.А. Румянцева, участвовал в боевых действиях русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В 1777 г. Вязмитинов был произведен в полковники (что в то время означало назначение командиром полка) и получил под начало Астраханский пехотный полк, в 1784 г. стал бригадиром и командиром Вологодского пехотного полка. В 1786 г. ему был дан первый генеральский чин и поручено сформировать четырехбатальонный Астраханский пехотный полк. В том же году Вязмитинов женился. Его избранницей стала выпускница Смольного института Александра Николаевна Энгельгардт (1767-1848), дочь правителя Могилевского наместничества Н.Б. Энгельгардта.

Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Сергей Кузьмич выступает уже военачальником, способным выполнять самостоятельные военные задачи. В начале кампании 1788 г. он был послан с отдельным отрядом на помощь австрийской армии под командованием принца Саксен-Кобургского, осаждавшей Хотин, и даже принял под свое начало одно из подразделений австрийской армии. Летом 1788 г. отряд Вязмитинова вошел в состав корпуса Н.И. Салтыкова, в начале сентября покорившего Хотин. В 1789 г. во главе Екатеринославского егерского корпуса в армии князя Г.А. Потемкина Сергей Кузьмич участвовал во взятии Аккермана и занятии Бендер.

Ухудшение зрения повлекло за собой резкую смену вектора карьеры молодого генерала. В марте 1790 г. он навсегда оставил боевую службу (сохранив, по традициям того времени, военный чин) и был назначен правителем Могилевского наместничества (сменив на этой должности своего тестя) и командующим Белорусским егерским корпусом. Первым его ответственным поручением стало строительство гребной флотилии на Западной Двине. За одну зиму им было сделано и снаряжено 70 судов, причем со значительной экономией для казны – вполовину дешевле постройки такого же их количества в более удобных для этого местностях(4). После окончания войны с Турцией, в 1792 г. Сергей Кузьмич получил свой первый орден – св. Владимира 2-й степени, а год спустя был произведен в генерал-поручики.

В первой половине 1790-х гг. Вязмитинов вошел в круг высших администраторов Российской империи, пользовавшихся личным доверием императрицы Екатерины II. Свидетельством тому стал ряд ответственных поручений. В 1793 г. он был послан в Киргиз-Кайсацкую орду для прекращения народных волнений и организации выборов нового хана, вследствие чего последним был избран расположенный к России султан Ишим. По возвращении Сергей Кузьмич был сделан сенатором, однако в столице не задержался: в сентябре 1794 г. он был назначен генерал-губернатором сразу двух наместничеств, Симбирского и Уфимского, а в апреле 1795 г. к его обязанностям присоединилось еще и командование войсками Оренбургского корпуса.

Калейдоскоп первых месяцев царствования Павла I в полной мере отразился и на судьбе Вязмитинова: он успел побывать по нескольку дней в должностях оренбургского, каменец-подольского, малороссийского, черниговского губернаторов, а в январе 1797 г. занял пост коменданта Петербургской крепости и был назначен членом Военной коллегии. В апреле того же года на него было дополнительно возложено управление переведенным из Москвы в Петербург Комиссариатским депо.

Поначалу Павел I был доволен Вязмитиновым, на которого посыпались награды: на коронацию – орден Анны 1-й степени и 750 душ в Рогачевском уезде Могилевской губернии, в марте 1798 г. – чин генерал от инфантерии, в мае того же года – орден Александра Невского, наконец, в апреле 1799 г. – большой крест принятого Павлом под опеку ордена Иоанна Иерусалимского. А в ноябре 1799 г. Сергей Кузьмич вышел в отставку, причем, в отличие от многих, с мундиром (т.е. по не порочащим его обстоятельствам).

Как и сотни других чиновников, отставленных от дел при Павле, в новое царствование Вязмитинов вернулся на службу. В сентябре 1801 г. ему было повелено управлять гражданской частью в двух малороссийских губерниях, с поручением разработать проект нового административного деления края. В ноябре им был представлен проект, согласно которому в феврале 1802 г. императором было утверждено разделение Малороссийской губернии на две, Полтавскую и Черниговскую. Тем временем в январе 1802 г. Сергей Кузьмич был назначен вице-президентом Военной коллегии, сенатором и членом Государственного совета. Наконец, в сентябре ему был поручен один из учрежденных министерских постов – министра военно-сухопутных сил. Последний был особенно важен, как ввиду широкого круга ответственности нового руководителя, так и вследствие того чрезвычайного значения, которое придавал Александр I министерской реформе. В 1805 г. Вязмитинов одновременно исполнял обязанности главнокомандующего войсками в столице на время отъезда императора в действующую армию, а по его возвращении был награжден алмазными знаками к ордену Александра Невского.

Тем не менее, деятельность немолодого уже министра в напряженные для ведомства годы войн с Наполеоном не во всем удовлетворяла Александра I. В январе 1808 г. он был сменен в должности не знающим устали Аракчеевым, причем (признак явного высочайшего неудовольствия) не получил никакого нового назначения и вышел в полную отставку. Лишь три года спустя, в апреле 1811 г. доверие императора вернулось к Вязмитинову – он вновь был определен на службу и назначен членом Государственного совета.

С этого момента Сергей Кузьмич являлся одним из наиболее близких сподвижников Александра I. В преддверии новой войны с Наполеоном, в марте 1812 г. он получил сразу несколько ответственейших назначений: стал членом Комитета министров, главнокомандующим войсками в Петербурге на время отсутствия императора и управляющим Министерством полиции. Вязмитинов – один из немногих государственных деятелей, дважды занимавших министерский пост. За 115 лет существования министерств в России подобных примеров не наберется и десятка. После начала Отечественной войны, в сентябре 1812 г. он был назначен председателем Комитета министров, органа, в рамках которого на период военных действий сосредоточилось фактическое управление всеми важнейшими отраслями государственной жизни. По окончании войны Вязмитинов был удостоен высшей российской награды – ордена Андрея Первозванного. В октябре 1816 г. он присоединил ко всем своим постам еще и должность петербургского военного генерал-губернатора. За многолетнюю государственную службу сын безвестного рыльского дворянина был в августе 1818 г. возведен в потомственное графское достоинство Российской империи. Формальному признанию заслуг сопутствовало и неофициальное: в памяти современников и потомков Сергей Кузьмич остался благодаря своим положительным качествам: уму, трудолюбию, снисходительности к подчиненным и управляемым. Даже у такого желчного мемуариста-зоила как Вигель образ Вязмитинова оказался в своих основных чертах привлекательным(5).

Не получив, как уже отмечалось, существенного образования, Сергей Кузьмич, тем не менее, всерьез интересовался литературой и искусством. Завзятый театрал, виолончелист, композитор-любитель, он даже сочинил оперу в 2-х действиях, имевшую в свое время некоторый успех у публики. Как крупный столичный администратор он всегда со вниманием относился к деятелям науки, культуры и просвещения. Его вклад на этом поприще был отмечен избранием в июле 1818 г. в почетные члены Российской академии. На протяжении всей своей жизни он собирал книги, составив солидную библиотеку (в 1820 г. поступила в фонды Императорской Публичной библиотеки).

В октябре 1819 г. С.К. Вязмитинов скончался и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Его надгробный памятник (напольная плита) сохранился до сих пор.




ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Подробную биобиблиографическую справку о нем см.: Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений. 1802-1917: Биобиблиогр. справ. 2-е изд. СПб., 2002. С. 172-174. См. также: Руководители Санкт- Петербурга. СПб.; М., 2003. С. 68-71.

2. Энгельгардт Л.Н. Записки. М., 1997. С. 194.

3. Добрынин Г.И. Истинное повествование или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная. 1752-1823 // Русская старина. 1871. Т. 4, авг. С. 98.

4. Затворницкий Н.М. Военные министры и главноуправляющие военною частью в России с 1701 по 1910 года. СПб., 1911. С. 103 (Столетие Военного министерства. Т. 3, отд. 6).

5. Вигель Ф.Ф. Записки. Кн. 1. М., 2003. С. 222.


СОДЕРЖАНИЕ


Ваш комментарий:



Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК


Дата опубликования:
22.12.2013 г. См. еще: КУРЯНЕ И ВОЙНА 1812 ГОДА В ДОКУМЕН- ТАХ

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову