СПИСОК ПЕЧАТНЫХ РАБОТ
СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА ЩАВЕЛЁВА

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Щавелёв Сергей Павлович (родился 21 февраля 1953 года) — философ (специалист по гносеологии и методологии) и историк (специалист по русской истории и историографии); доктор философских наук, профессор (1994).

Родился в г. Магадане. Окончил историко-педагогический факультет Курского педагогического института (1975); затем аспирантуру философского факультета ЛГУ (1979). После военной службы (дивизион противовоздушной обороны на севере страны) работает на кафедре философии Курского государственного медицинского института (ныне университета); ассистент (1980), старший преподаватель (1983), доцент (1986), а с 1992 г. по настоящее время — заведующий этой кафедрой.

Кандидатская диссертация — “Методологическое значение категории “диалектическое отрицание” (1979). Докторская диссертация — “Практическое познание как философско-методологическая проблема” (1994). Обе диссертации защищены на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета (по специальности “Онтология и теория познания”).

В январе 2003 г. на историческом факультете Воронежского государственного университета защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности “Отечественная история” на тему: “Судьбы исторических древностей Южной России и их место в ее провинциальной культуре XVII–XX веков (По материалам археолого-этнографического изучения Курского края)”.

С.П. Щавелёв — автор свыше двухсот научных работ, в том числе 12 монографий и многих статей в центральных академических журналах, сборниках научных трудов, опубликованных в России, Украине, Белоруссии и Польше. Книги этого автора — “Практическое познание” (1994); “Метод практики: природа и структура” (1996); “Историк Русской земли. Жизнь и труды Д.Я. Самоквасова” (1998); “Первооткрыватели курских древностей” (Вып. 1–3; 1997–2002); “Курск. История города от Средневековья к Новому времени” (в соавторстве; 1999); “Синяя птица” повседневности (Этюды к антропологии обыденного сознания)” (2002) и другие пользуются известностью среди специалистов. Персональная статья о нем включена в энциклопедический словарь “Философы России XIX–XX столетий. Биографии, идеи, труды” (М., 1999; 2002).

В своих диссертациях и публикациях по философии он обосновал концепцию когнитивных моментов и регулятивов чувственно-предметной деятельности людей; предложил понятие их духовной практики. При этом им пересмотрена сциентистскую модель абсолютного преимущества и мнимой самодостаточности науки по сравнению с атеоретическими сферами мысли и духа; на оригинальных материалах истории философии и культуры подтвердил тезис о полиморфности и гетерогенности человеческого познания, а вместе с тем историко-культурной иерархичности его способностей. В проблематику эпистемологии им включены такие стороны жизненной практики, как мудрость и глупость, хитрость и остроумие; этнические образы мира; половые и возрастные, профессиональные и любительские, индивидуальные и групповые модификации познавательных способностей. В отличие от умножающихся за последние годы исследований архаических и маргинальных форм до- и вненаучного сознания (магии, мистики, паранауки и т.п.) им делается акцент на методологическую оптимизацию рационализированной, когитоёмкой практики.

В качестве смысловой матрицы рациональности любого типа представлена повседневность (с её личностными знаниями приёмов малоспециализированного труда, бытового досуга и т.п. элементами народной мудрости и формами здравого смысла). Эта работа, выполненная им вместе с доктором философских наук И.Т. Касавиным (Институт философии РАН), в 2000–2002 гг. поддержана исследовательским грантом РГНФ (проект № 00030034 “Анализ повседневности. Обыденное сознание как мировоззрение”), а в 2003 г. — издательским грантом РГНФ (№ 03-03-18-04 ОД).

Приоритетные исследования в области философии и социологии фармации подытожены им с соавторами (И.М. Раздорская, Г.Н. Шустова) в коллективной монографии “Профессиональное мышление провизора” (Курск, 1999), статьях в журнале “Фармация” и других изданиях.

Под его научно-методическим руководством преподавателями кафедры разработан и применяется в учебном процессе, частично опубликован комплекс пособий (рабочих программ, лекций, планов семинарских занятий, тестов) по философии, культурологии, политологии, логике, этике, биомедицинской этике, религиоведению, ряду элективных курсов для высшей медицинской школы.

Под его научным руководством подготовлены и защищены кандидатская и докторская диссертации; более десяти дипломных работ по социальной психологии фармации; ведется подготовка еще двух аспирантов и трех соискателей ученой степени.

Готовится к печати авторский курс лекций С.П. Щавелёва по философии для медицинских университетов.

Наряду с философскими исследованиями, он занимается проблемами историографии и истории древней и средневековой Руси. В одной из рецензий на его книги отмечалось: “Щавелёв задумал и успешно осуществил проект изучения процесса становления региональной историографии (краеведения) на богатых материалах истории Курского края — одного из древнейших русских регионов страны. Предыдущие его книги содержат уникальный опыт развития краеведческой мысли на юге России” (“Вопросы истории”. 2001. № 10. С. 158). Во введении к многотомному проекту “Археологическая карта России”, издаваемому специалистами Института археологии РАН, отмечается: “С.П. Щавелёв .. сумел не только дать достаточно полный обзор всех археологических работ в регионе с самого их начала в XIX в., но и представил читателю личности некоторых археологов, преуспевших в изучении курских древностей — Д.Я. Самоквасова, А.А. Дмитрюкова, П.С. Рыкова, К.П. Сосновского, М.В. Воеводского, Ю.А. Липкинга”.

В его публикациях по истории уточняются ключевые моменты развития Курского Посеймья в IX–XVI вв.: происхождение летописного этнонима “северяне”; уровень развития соответствующей исторической общности — носителей роменской археологической культуры; возраст, время и обстоятельства жизни в Курске Феодосия Печерского; выдвигается оригинальная гипотеза северных, новгородских корней начала и самого названия города Курска; прослеживаются первые шаги христианизации летописного Посеймья.

Постоянное внимания профессор уделяет популяризации научных и краеведческих знаний в периодической печати.

Участник многих научных конференций и симпозиумов, включая следующие: VI Международный конгресс славянской археологии (Новгород Великий, 1996), I Российский Философский конгресс (Санкт-Петербург, 1997) “60 лет кафедре археологии МГУ им. М.В. Ломоносова” (1999); “125 лет археологического исследования Гнёздова” (Москва, Государственный Исторический музей, 1999); “Философия XX века: школы и концепции. К 60-летию философского факультета СПбГУ (Санкт-Петербург, 2000); “Ритуальное пространство культуры” (Санкт-Петербург, 2001); “Социальная история российской провинции в контексте модернизации аграрного общества в XVIII–XX вв.” (Тамбов, 2002); II Международная конференция “Иерархия и власть в истории цивилизаций” (Санкт-Петербург, 2002).




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте нас в
поддержка в твиттере


Дата опубликования:
30.01.2008 г.



Смотреть:
ИСТОРИКИ КУРСКОГО КРАЯ

 

Дата просмотра:      © 2002- сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову