ОРДЕНА И ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ В ИМАМАТЕ ШАМИЛЯ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ КНЯЗЕЙ БАРЯТИНСКИХ В ИМЕНИИ МАРЬИНО

автор: А.В. Петрушкевич

Представленные ордена и знаки отличия хранились в коллекции князей Барятинских в имении Марьино. После октября 1917 г. коллекция была национализирована и некоторое время находилась в Военно-историческом музее Народного комиссариата просвещения РСФСР. В 20-х годах XX в. коллекция орденов и знаков отличия была передана в Дагестан в связи с открытием музея в Махачкале. В архиве Дагестанского государственного объединенного исторического и архитектурного музея сохранился акт о передаче 88 орденов и знаков отличия, но поскольку часть из них впоследствии была передана в музеи Грозного и других северокавказских городов, в настоящее время в фондах сохранились лишь ордена и знаки отличия, вручённые Шамилём и его наибами (74 ед.).

Все они, являясь весьма интересным историческим источником, способны обогатить наши знания о военных операциях и отдельных военачальниках Шамиля, системе внутреннего управления и организации воинских контингентов в Имамате, а также об истории развития дагестанского медальерного искусства.

Шамиль сам вручал награды рядовым воинам и высшим чинам своего военно-административного аппарата, но сохранился и целый ряд орденов и знаков отличия, которыми награждал своих подчиненных наиб Даниэль-бек (султан Элисуйский). Известны три ордена, которые вручил отличившимся наиб Гаирбек Буртунайский, а знаменитый сподвижник имама Идрис Эфенди наградил неизвестного храбреца орденом, на котором имеется надпись: «Это герой. В битве он нападает, как лев. Героев много, но подобных ему нет. Даровал это Идрис Эфенди в 1267 (1850–1851 г. х. э.)».

Но награды и знаки отличия были не только индивидуальными, о чём свидетельствует хранящийся в музейной коллекции простой серебряный полумесяц, обращенный концами вверх. Выгравированная на нём надпись гласит: «Это храбрецы, которые не бегут от боя и живут среди опасностей», из чего можно сделать вывод, что им был награжден отличившийся в бою отряд, а сам знак крепился на его знамени.

В Имамате Шамиля ордена и знаки отличия изготовлялись местными ювелирами, чем и объясняется различие в их размерах, композиции, орнаменте. Как правило, они имеют форму слегка выпуклой круглой пластины, украшенной зернью, полусферами или чеканными звездами. Что касается изобразительного элемента в оформлении орденов и знаков отличия, то чаще всего на них изображается шашка, реже пистолет или пистолет с шашкой, но, что примечательно, на них нет кинжала, поскольку к тому времени кинжал служил в большей степени символом достоинства, нежели оружием.

В этих орденах и знаках отличия воплотилась дагестанская традиция декоративно-прикладного искусства, но не того уровня, каким обычно отличались женские украшения или изысканные предметы быта. Их художественно-эстетическое оформление соответствуют духу той суровой и трагической эпохи.

В Имамате Шамиля осуждалось проявление малодушия или трусости. Обнаружившим эти качества обшивали правый рукав черкески войлоком или пришивали на спину кусок материи, которые не снимались до тех пор, пока виновный не искупит своей вины, отличившись в бою.

© Фотоматериалы предоставлены А.В. Петрушкевичем специально для сайта www.old-kursk.ru


Курский некрополь
Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте нас в
поддержка в твиттере


Дата публикования:
01.05.2016 г.

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову