НЕМЕЦКОЕ КЛАДБИЩЕ В КУРСКЕ |
автор: Ю.В. ОзеровОдним из наиболее ценных и интересных объектов Курского некрополя было существовавшее в середине XIX-первой половине ХХ веков Немецкое (или Лютеранское) кладбище. Сама немецкая община появилась в городе еще с XVIII столетия. Постоянное проживание, связанное со служебной, торговой и пр. деятельностью, семейным положением обусловило здесь возникновение соответствующего конфессионально-национального кладбища. Возможность его образования позволял синодский указ от 20 февраля 1800 г., гласивший, в частности: "Ежели где для погребения умирающих из других религий нет кладбищ, оныя по сношению с Гражданским правительством отвесть близ находящихся при православных церквах" (1). В несколько измененном виде эта норма отразилась в "Уставе врачебном" (ст. 707), который закрепил специфику размещения: "Для погребения иноверцев кладбища отводятся в городах, близ кладбищ при православных церквах находящихся"(2) . Таким образом, спустя полвека после выхода важного для иностранцев указа, в Курске стало возможным создать особый очаг национальной духовной культуры(3) . В начале 1855 г. члены местной религиозной общины обратились в Курскую городскую думу с просьбой об отводе им места из выгонной земли за Московскими воротами, прежде бывшего под кирпичными заводами. За отсутствием дохода в городскую казну с просимого участка, на которую высказана была претензия, просьба лютеранской общины разрешилась довольно быстро. Курское губернское правление поручило землемеру отвести требуемый участок размером 50?38 кв. саженей в полуверсте от православного Никитского кладбища по шоссе, идущего в сторону Фатежа (4). Однако вскоре через 27 лет на кладбище серьезно ощущалась нехватка свободных мест для могил. В соответствии с просьбой Совета Курской евангелическо-лютеранской церкви, по приговору Курской городской думы от 19 и 20 октября 1882 г., кладбище было расширено за счет смежного участка земли площадью в 1900 кв. саженей(5) . По данным на 1900 г. площадь кладбища составляла 1 десятину 1808 кв. саженей (6). Среди известных личностей своего времени, упокоившихся на Лютеранском кладбище, отметим имена архитектора А.И. Гросса († 1896); владельца крупного пиво-медоваренного завода Л.М. Вильма († 1901), завещавшего после своей смерти раздать денежные награды всем когда-либо служившим у него рабочим; музыканта и композитора Ю.М. Штокмана († 1905); фамилии курских промышленников и торговцев: Мертенс, Штингль, Нахтигаль, Пфистер, Гибель, Мессерле и др. На этом же кладбище велись до 1899 г. также захоронения умерших католиков (7). В частности, здесь были погребены: генерал от кавалерии К.Л. Монтрезор († 1879), его православная супруга Надежда Федоровна (урожд. Полторацкая), известная благотворительница и председательница Курско-Знаменской общины Российского общества Красного Креста († 1914), педагог и ботаник А.М. Мизгер († 1891), губернский инженер И.Ф. Дворжецкий († 1898). На курском Лютеранском кладбище происходили погребения не только лиц, скончавшихся в губернском центре, но и умерших в сельской местности. Так, в деревне Новое Першино Дмитриевского уезда 10 июня 1896 г. скончалась германская подданная Ю.Ф. Кинц. Тогда же ее тело было перевезено в Курск, где и погребено 13 июня пастором местного евангелическо-лютеранского прихода С. Бонвечем (8). В годы Первой мировой войны здесь погребены были скончавшиеся от различных болезней беженцы (особенно из Волынской губернии), а также умершие военнопленные австро-венгерской и германской армий. Содержание Немецкого кладбища до революции всегда отличалось порядком, а летом представляло тенистый сад. Когда в 1885 г. курские кладбища в ходе "ревизии" объектов представляющих потенциальную опасность нарушения правил санитарии и гигиены осматривал губернатор П.П. Косаговский, то обнаружил на православных местах погребения запущение и пропажу многих частей от надгробных памятников(9) . Иным представилось ему Лютеранское, о котором он отметил следующее: "Все обрыто рвом и густо обсажено деревьями. Сторож один, получающий 6 руб. в месяц. Кладбище содержится в образцовом виде, представляя резкий контраст с соседним православным"(10) . После революции для Немецкого кладбища настали нелегкие времена. В соответствии с декретом "О похоронах и кладбищах" от 7 декабря 1918 г. и прилагаемой к нему инструкции, 4 февраля 1919 г. горсовет объявил о переходе всех кладбищ в непосредственное ведение горисполкома. Извещения об этом получил среди прочих и председатель Церковного совета евангелическо-лютеранской церкви Берингер(11) . Некогда образцовое Лютеранское приходило в упадок. В начале 1919 г. отмечалось, что на этом кладбище повалились ворота… (12). Многие могилы в это атеистическое время лишились должного ухода, который осуществлял прежде Церковный совет. В 1926 г. Лютеранское кладбище осматривал заведующий новообразованной после 1918 г. похоронной конторы И.Ф. Черкасов. По итогам им была направлена в подотдел предприятий записка следующего содержания: "При осмотре мною Немецкого кладбища обнаружено, что таковое находится совершенно в опустошенном виде. Согласно заявления сторожа кладбища, имеется почти 90% бесхозяйственных оград, венков и проч. кладбищенских ценностей. В целях разгрузки православных кладбищ при дальнейших погребениях покойников и этим самым избежания заражения воздуха, тем более, что Немецкое кладбище расположено вдали от населения, нахожу целесообразным названное кладбище обратить в революционное, что же касается бесхозяйственных ценностей, то таковые взять на учет"(13) . В 1930-е гг. это кладбище, как и многие другие, стало заложником государственной политики ускоренной индустриализации и лишилось большинства надгробных сооружений, которые пошли на различные хозяйственные нужды. Просуществовав в жалком виде до послевоенного времени, оно окончательно было ликвидировано в связи со строительством в 50-х гг. корпусов нынешней сельхозакадемии… ПРИМЕЧАНИЯ
© Статья предоставлена к.и.н. Юрием Владимировичем ОЗЕРОВЫМ специально для сайта old-kursk.ru Ваш комментарий: |
Читайте новости |
|