Главная Персоналии Херсонское
кладбище
Никитское
кладбище
Еврейское
кладбище
Другие
кладбища
Статьи

 

 

 

 

ТИПОЛОГИЯ ПАМЯТНИКОВ ПОГРЕБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ:
НА ПРИМЕРЕ г. КУРСКА, НАЧАЛО ХIХ СТОЛЕТИЯ - 1917 г.

автор: Ю.В. Озеров

Рассмотрим, опираясь на авторское исследование Херсонского (Всехсвятского) и Московского (Никитского) кладбищ Курска, типологию городских надгробий, используя в качестве вещественных источников памятники с сохранившимися на них до наших дней именами усопших, охватывающих столетний интервал с 1803 по 1917 гг.

Наиболее распространенным типом памятника усопшему являлось изображение креста - "молчаливого проповедника блаженного бессмертия и Воскресения", символизирующего "веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царствии Божием". Крест мог выступать в качестве самостоятельного надмогильного знака, либо быть составным элементом какого-либо типа памятника. В качестве первого своего значения до наших дней сохранилось лишь 3 ажурных креста М.В. Кузнецова, А.И. Субботиной и А.И. Сенаторской, на которых можно прочесть, сделанные в начале XX века надписи, и один чугунный, обозначающий могилу М.А. Конькова 1893 г. Ни один из преобладавших деревянных крестов не сохранился до наших дней.

Другим, очень старым, типом памятника были надгробные плиты. Их на обоих кладбищах нами выявлено 16 штук. На лицевой поверхности плиты изображен либо крест, либо Голгофа (водруженный на возвышении крест, справа и слева от которого изображены копье и трость). Надгробные надписи на плитах могли располагаться на лицевой поверхности, на торце плиты, либо "тянулись" по периметру. Плиты изготовлялись из белого и "дикого" камней, из гранита, мрамора и др.

На Херсонском кладбище находится один памятник в форме жертвенника - прямоугольного объема, увенчанного широкой карнизной плитой с треугольными фронтонами и акротериями, обозначающий могилу автора популярной во второй половине XVIII века поэмы "Душенька" - поэта И.Ф. Богдановича (1743-1803 ). Памятник был поставлен в 1834 г. курским губернатором П.Н. Демидовым. Венчавшая его статуя Психеи не сохранилась.

На том же кладбище находится и другой, единственный в своем роде, тип памятника - саркофаг (начала XIX века) с плохо читаемой надписью. На его торцах находятся изображения "Адамовой головы" (череп с костями), как символ греховности земной жизни, и венка с эпитафией: "Господи, прiими духъ мой съ миромъ". Остальные две стороны с надгробными надписями, украшают растительные мотивы.

В первой половине XIX века распространяется такой тип надгробия, как колонна, нашедшая конкретное воплощение в кирпичном памятнике купчихе А.Ф. Свешниковой (1770-1844), высотой до 4-х метров. Известны разновидности колонны: на постаменте (2 памятника) и рустованной кубом (5 надгробий). Последняя разновидность часто присутствует на захоронениях лиц купеческого сословия: А.П. Гладкова (1800-1827), П.М. Лаврова (1781-1846), А.Ф. Гладковой (1775-1851) и др. Как правило, колонны увенчивались вазами или урнами, скульптурным изображением, либо крестом.

На 4-х захоронениях второй половины XIX - начала XX веков имеются памятники в виде обелиска - граненного (обычно квадратного в сечении), суживающегося кверху каменного столба с заостренной пирамидальной верхушкой. Один из них обозначает на Херсонском кладбище могилу полковника П.Н. Ветчинкина (1853-1913). Некоторые обелиски имеют на одной из граней накладной, рельефно выступающий крест.

К этой же эпохе относятся и 3 захоронения с памятниками в виде аналоя - высокой подставки, покрытой тканью, с установленным на ней Евангелием. Лишь на одном из них (капитана 173-го пехотного Каменецкого полка П.В. Смирнова) сохранился крест. Остальные обозначают захоронения потомственной почетной гражданки М.С. Тихоновой (1803-1878) и С.П. Викторова (1838-1904).

Однако самым распространенным типом памятника второй половины XIX - начала XX веков является надгробие в виде креста, водруженного на постамент (обычно прямоугольной формы). Количество таких монументов, выявленных нами, достигает почти шести десятков. Форма постаментов и размеры крестов зависели от вкусов и воли заказчика. Разновидностью этого типа является надгробие в виде креста, водруженного на Голгофе, либо "глыбе": преподавателю Курской духовной семинарии А.А. Чистякову (1846-1883) и П.Л. Демидецкой-Демидович (сконч. в 1905 г.) на Херсонском кладбище.

К концу XIX века появляется тип памятника в виде дерева со спиленными ветвями, увенчанного таким же крестом и часто декорированного картушем (полуразвернутым свитком с надписью). Девять таких памятников обозначают в основном могилы мещан или домовладельцев.

Памятник в виде сидящей фигуры ангела обозначает могилу реалиста 2 класса Коли Королева (1903-1915) на Херсонском кладбище, изображая "вечную скорбь" родителей. К этому времени относится и памятник прапорщику запаса 173-го пехотного Каменецкого полка Н.А. Преображенскому, павшему "въ бою 16-го окт. 1914 г. при реке Санъ" в виде стелы на постаменте, увенчанной, не существующим ныне, крестом.

На рубеже XIX-XX столетий создавались также и сложные, многофигурные оригинальные памятники. Так, в 1901 году у алтаря Всехсвятского храма был установлен на могиле первого всесословного городского головы (1871-1874) П.А. Устимовича (1839-1899) памятник в виде "скалы", увенчанной светильником и декорированной скульптурным изображением самого покойного. У подножия памятника изображена книга с пером и лира.

Таким образом, в течение столетия внутренняя сущность и внешнее воплощение надгробных памятников претерпели некоторые изменения, связанные как с новыми мировоззренческими идеями и художественными вкусами в обществе, так и с личностными пристрастиями и материальными возможностями конкретных заказчиков.

© Статья предоставлена к.и.н. Юрием Владимировичем ОЗЕРОВЫМ специально для сайта old-kursk.ru


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову