Главная Персоналии Херсонское
кладбище
Никитское
кладбище
Еврейское
кладбище
Другие
кладбища
Статьи

 

 

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВЕКОВ

автор: Ю.В. Озеров

Доклад Ю.В. Озерова на Третьих Дамиановских чтениях "Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края", прошедших в КГСХА в марте 2006 г.

В конце ХIХ-начале ХХ веков в России происходили серьезные попытки решения обострившихся к тому времени различных вопросов погребальной практики. Наиболее су-щественным из них во всероссийском масштабе была проблема содержания кладбищ. Не-смотря на серьезные наказания за противоправное разрытие могил, порчу надгробий и т. п., состояние мест погребений часто вызывало опасения.

Одним из обстоятельств, повлиявших на возникновение данных проблем, стали зара-нее определяемые на будущее время при отводе кладбищ фиксированные границы мест по-гребений. По мере заполнения их могилами, со второй половины ХIХ века отчетливо прояв-ляется теснота как одна из главных проблем некрополя. Последствием этого становилась пе-рекопка и разрытие старых захоронений, в результате чего нарушались санитарные нормы о необходимой глубине могил.

Отсутствие должного контроля также вызывалось и тем, что ряд городских кладби-щенских храмов не имел собственного причта, а служили там приходские священники, кото-рые постоянно следить за обстановкой не могли. Там же, где существовали собственные причты кладбищенских церквей, из-за отсутствия приходов и, зачастую, недостаточного фи-нансирования от городов, полноценно следить за порядком на кладбищах также не удава-лось.

Ситуация осложнялась и тем, что долгое время было неоднозначное понимание во-проса о заведовании кладбищами. С одной стороны, поскольку они устраивались на общест-венной земле иждивением всех жителей, то в их ведении им и полагалось быть. С другой, освященные кладбища мыслились как неотъемлемая часть похоронного ритуала, который составлял принадлежность церковной власти. Это также подкреплялось требованием устрое-ния при них церквей. Окончательно данная ситуация получила свое разрешение в 1896 г. Именно в это время было принято решение Гражданского кассационного департамента Се-ната о Плахтянском сельском кладбище от 10 апреля. Согласно ему, несмотря на известного рода обязанность (огораживать, окапывать) владельцам земли, на которой устроены были кладбища, не позволялось каким-либо образом эксплуатировать их, поскольку данная терри-тория считалось уже отчужденный из их владения, а сами кладбища признавались в ведении духовного начальства .

Логичным продолжением этого постановления стал выход указа Синода от 30 апреля 1897 г. "О принятии мер к содержанию кладбищ в благоустроенном виде". Его появление вызвал всеподданнейший отчет черниговского губернатора о состоянии своего региона за 1895 г. Во время ревизионного объезда своей губернии он повсеместно обращал внимание на состояние кладбищ. В большинстве случаев оно характеризовалось типичной картиной за-пустения со всеми вытекающими последствиями. Приняв все зависящие от него меры, он сделал вывод, что главная причина плохого содержания "лежала в отсутствии забот частных лиц о могилах близких им людей и в отсутствии ассигнований на сей предмет со стороны городов" . Лучшим средством к исправлению возникших недостатков, по мнению чернигов-ского губернатора, "должно явиться начавшееся повсеместно усиленное об этом напомина-ние духовными отцами при церковной проповеди" . Напротив этого места император Нико-лай II сделал пометку: "Этот вопрос, касающийся всей России", а слова отчета "содержание кладбищ" собственноручно подчеркнул . Через Комитет министров отчет вышел на обсуж-дение Синода, который, в частности, отметил: "Попечение о содержании кладбищ в благо-лепном виде является естественным выражением того, не только уместного, но даже обяза-тельного в христианах чувства уважения к праху предков и вообще близких, в вере скончав-шихся, которое, проистекая из обусловливаемого родственною и христианскою всеобъем-лющею взаимного любовию долга почтительного отношения к их памяти, вместе с тем осно-вывается на вере нашей в непреложную истину бессмертия и будущего всеобщего воскресе-ния и в общение живых с прежде умершими" .

Учитывая предыдущее решение Гражданского кассационного департамента Сената от 10 апреля 1896 г., духовенству полагалось заботиться о благоустройстве и содержании в по-рядке кладбищ. Поэтому, в частности, епархиальным архиереям Синод определил предпи-сать подведомственному духовенству: а) "иметь тщательное наблюдение за тем, чтобы со-стоящие в его непосредственном ведении кладбища содержались в благоустроенном, опрят-ном и приличном виде", приложив к чему все зависящие меры; б) "заботиться о безотлага-тельном приведении в порядок и благоустройство кладбищ, находящихся в неудовлетвори-тельном состоянии, т. е. об исправлении обвалившихся могил, починке старых и сооруже-нии, где окажется нужным, новых оград, заборов и плетней, укреплении насыпей, а также насаждении, сообразно с местными условиями, возможно большего количества деревьев, ко-торые, служа к внешнему благолепию кладбищ, являются вместе с тем, как признано меди-цинскою наукою, лучшим средством обезврежения на кладбищах воздуха"; в) к покрытию расходов по данным работам предлагалось приглашать частных лиц, а также городские и сельские общества, представители которых покоились на кладбищах, и, при возможности, употреблять часть церковных или кладбищенских доходов .

Главной бедой сельского некрополя являлась незащищенность его от пастьбы скота. Это в значительной мере вызывалось отсутствием в законах прописанного для городских кладбищ требования об ограждении их рвом, валом и т. п.

Из публикации в "Церковном вестнике" 1890 г. Н. Хупотского - "Заброшенное ме-сто", видно, что к концу ХIХ века из регионального уровня эта проблема выходит на всерос-сийский. Автор ярко охарактеризовал облик типичного современного ему погоста: "Русское кладбище вообще, а деревенское в особенности, за весьма редкими исключениями, пред-ставляет самое печальное зрелище. Небольшой клочек земли где-нибудь за околицей, ничем не огороженный, в беспорядке скученные могилы с обвалившимися насыпями и нередко трещинами чуть не до самого гроба, полусгнившие и покосившиеся надмогильные кресты - вот, в большинстве случаев, вид русского кладбища" . По мнению автора, достигнуть над-лежащего благоустройства особого труда не составляет: "Стоит только священнику потеплее побеседовать с народом с церковной кафедры на эту тему и крестьяне охотно отдадут свой труд на устройство около кладбищ земляных валов и на посадку деревьев" . Допускалась возможность и создания приходских попечительств.

В том же году 12 июня была издана инструкция церковным старостам (§ 22, п. 6), в частности, возлагала на них ближайшее наблюдение за "исправным содержанием церковных зданий, оград, погостов, кладбищ и памятников" .

В дальнейшем заботы о содержании мест захоронений довольно успешно стали ре-шаться в рамках распространившихся в начале ХХ века церковно-приходских попечи-тельств. Как мера по улучшению содержания кладбищ, стала практиковаться, в частности, денежная плата за погребение на определенных участках кладбищ, доход от чего поступал на благоустройство мест погребений.

Между тем, возлагая на духовное ведомство управление кладбищами и надзор за их содержанием, светские власти столкнулись в начале ХХ века с сопротивлением местного епархиального начальства в деле устройства сектантских погребений.

В Курской губернии к началу ХХ века их численность весьма заметно давала о себе знать. Главным образом против них был направлен указ Синода от 24 июня 1903 г., где гово-рилось, в частности, следующее: "Ежели кто из раскольников, или сектантов, чуждаясь церкви и отметая все таинства и догматы ее, умрет без всякого раскаяния в своем заблужде-нии, и сие достоверно будет известно, то таковых на кладбищах и по обряду христианскому не погребать даже и тогда, когда бы гражданское правительство требовало или родственники умерших пожелали сего" . Причиной издания данного акта, помимо неприятия распростра-нения сектантских вероучений, было религиозное воззрение на кладбище как освященное место, где могут быть похоронены только лица, умершие "в благодатном общении со Св. Церковью, а не хулители веры и церкви православной" . Погребение среди могил право-славных христиан сектанта означало кощунство и поругание святыни.

Выходом для сектантов из создавшегося положения стало издание 17 апреля 1905 г. Высочайшего указа "Об укреплении начал веротерпимости" и последовавшего вскоре, 16 июня, утвержденного мнения Госсовета, предоставившего для погребения умерших старооб-рядцев и сектантов право иметь особые кладбища или же отдельные места, отводимые в пре-делах общих кладбищ .

Но данное разрешение на практике при его осуществлении остроту создавшейся про-блемы не снизило. Так, летом 1912 г. в селе Износково Льговского уезда в семьях сектантов почти одновременно произошли два смертных случая. Отцы умерших обратились к местно-му священнику с просьбой о разрешении похоронить покойников на общем православном кладбище. Однако им было в этом отказано. Обращение к полиции с просьбой об указании места погребения также результатов не дало. Поэтому, ввиду наступившего жаркого времени и невозможности дальше держать покойников в хате, они похоронили их у себя в саду. Уз-нав об этом, полицейский урядник составил протокол о происшедшем и направил его зем-скому начальнику на судебное разбирательство. Вследствие этого земский начальник для устранения на будущее время подобного безвыходного положения распорядился, чтобы се-ления, где имеются сектанты, указали бы места для их кладбищ .

В обращении от 8 октября 1914 г. к курскому губернатору архиепископ Курский и Обоянский Тихон обрисовал сложности создавшегося положения и просил составить особую комиссию для выработки соответствующих правил погребения, дабы они имели значение "не только для духовенства, но и для полиции" . Приняв предложение, в ведомстве губер-натора было обращено внимание на разъяснение по данному вопросу от 10 февраля 1910 г. из Департамента духовных дел МВД на имя харьковского губернатора. Там, в частности, го-ворилось, что при устройстве отдельного кладбища старообрядцы и сектанты могут рассчи-тывать на отвод им общественной земли, если образуют отдельное сельское общество, иначе должны приобрести необходимый участок путем добровольного соглашения с местным об-ществом или же покупкой на общем основании. Равным же образом, при отводе отдельных мест на общих кладбищах, они должны по существующей в данной местности расценке, оп-латить отведенный для них участок общего кладбища .

По запросу курского владыки, относительно степени участия в этом органов местной власти, Синод циркулярным указом от 29 сентября 1914 г. разъяснил, что "если для старооб-рядцев отводятся совершенно особые кладбища, то ни местный причт, ни епархиальное на-чальство никакого участия в сем деле принимать не могут; если же возникает вопрос об от-воде не особого кладбища, а лишь отдельного места на существующем кладбище, то отвод этот может состояться только по предварительном сношении городских и сельских обществ или местной гражданской администрации с епархиальным начальством" , в ведении кото-рого состояли православные кладбища. В то же время указывалось, что в случае малочис-ленности сектантского населения, причты не должны препятствовать отводу для них отдель-ных мест на православных кладбищах. Забота об отводе этих мест относилась к обязанно-стям гражданской власти .

Образованная комиссия обобщила принятые ранее законодательные акты и, в частно-сти, постановила: признать необходимым в местностях, где сектантов свыше 10-15 семейств, иметь особые для них кладбища, иначе допускать их погребение на православных, с разре-шения епархиального начальства; в последнем случае они должны были быть огорожены, иметь отдельный вход и т. п.; на будущее время установить такой порядок, чтобы одновре-менно с регистрацией сектантских общин, заинтересованные лица приобретали бы места для погребения своих единоверцев, не возлагая бремени ходатайства на других .

Вскоре дело сдвинулось с мертвой точки. Отныне на земских начальников возлага-лось скорейшее отведение сектантских кладбищ . Предварительно, полагалось места для них осмотреть врачебно-полицейской комиссией и акт осмотра направить в губернское правление для утверждения врачебным отделением. В случае малочисленности сектантов устройство мест погребений разрешалось местным причтом. Могилы должны были нахо-диться с краю общего кладбища, отдельно от других захоронений.

Таким образом, на рубеже двух столетий взаимодействие Церкви и государства ха-рактеризовалось высокой степенью активности и настойчивыми попытками с обеих сторон прийти к взаимному согласию, пересматривая, не в ущерб традициям, устоявшиеся способы решения насущных вопросов погребальной практики.


ПРИМЕЧАНИЯ

  1. См.: Кому принадлежит право собственности на землю, отведенную под обще-ственное кладбище: Решение Гражданского кассационного департамента прави-тельствующего Сената, 1896 г. апреля 10, по делу Киевской духовной консистории с дворянином Савицким о Плахтянском сельском кладбище // Церковные ведомости. 1897. № 10. 8 марта. С. 90-92.
  2. . Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867-1900 гг. / Сост. А. За-вьялов. СПб., 1901. С. 343.
  3. . Там же.
  4. . Там же.
  5. . Там же. С. 344.
  6. . См.: Там же. С. 345.
  7. . Хупотский Н. Заброшенное место // Церковный вестник. 1890. № 6. 8 фев. С. 98.
  8. . См.: Там же. С. 99.
  9. . ПСЗРИ: 1890. СПб., 1893. Собр. III. Т. Х. Отд. 1. С. 467.
  10. . Цит. по: ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 16477, л. 1-1об.
  11. . См.: Там же, л. 2 об.
  12. . См.: ПСЗРИ: 1905. СПб., 1908. Собр. III. Т. ХХV. Отд. 1. С. 544.
  13. . См.: ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 16477, л. 131 - 131 об.
  14. . Там же, д. 16477, л. 3-3 об.
  15. . См.: Там же, л. 8-8 об.
  16. . Цит. по: Распоряжения и разъяснения Святейшего Синода // Курские епархиальные ве-домости. 1914. № 39. 15 окт. Ч. неоф. С. 794.
  17. . См.: ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 16477, л. 21.
  18. . См.: Там же, л. 49-50.
  19. . См.: Там же, л. 54.

© Статья предоставлена к.и.н. Юрием Владимировичем ОЗЕРОВЫМ специально для сайта old-kursk.ru


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову