Главная Персоналии Херсонское
кладбище
Никитское
кладбище
Еврейское
кладбище
Другие
кладбища
Статьи

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА КУРСКОГО НЕКРОПОЛЯ
В КОНЦЕ ХVIII - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

автор: Ю.В. Озеров

Рассмотрим основные национальные особенности некрополя Курской губернии, сформировавшиеся к началу ХХ века. Касаясь этого вопроса, прежде всего, стоит обратить внимание на ведущие социальные факторы, обусловившие возникновение национальной специфики погребений. Их, на наш взгляд три:

  1. религиозная погребальная традиция, опирающаяся на местную культурно-бытовую практику;
  2. ритуальные требования, зафиксированные в государственных законах и местном нормотворчестве; и
  3. социально-демографическая ситуация, обусловленная конкретными историческими событиями.

Национальный состав населения Курской губернии в рассматриваемую эпоху был достаточно пестрым, особенно в городах. Это можно видеть уже в середине ХIХ века на материалах однодневной переписи по г. Курску, проведенной 27 марта 1865 г. (Труды Курского губернского статистического комитета, 1866, с. 186-188). Покажем эту картину с точки зрения занятий некоренного населения города для понимания подоплеки его присутствия на Курщине. Итак, почти 97% населения центра губернии составляли русские. Вторая группа была представлена 776 поляками, как выходцами из западных губерний, так и сосланными в Курск мятежниками, участниками освободительного движения. Третью строчку занимали немцы - 241 чел., почти все ремесленники с небольшим количеством врачей и фармацевтов. Далее в порядке убывания были следующие национальные группы. Евреи - 91 чел., нижние воинские чины и ремесленники. Цыгане - 36 чел., певцы и певицы, известные под названием "цыганского хора", коновалы и музыканты. Татары - 28, по большей части нижние чины в кавалерии и частично в пехоте. Шведы - 9, большей частью ремесленники. Французы - 8, большей частью учителя, гувернеры и отчасти торговцы. Греки - 8, табачные фабриканты и продавцы халвы и рахат- лукума. Швейцарцы - 5, гувернеры и гувернантки. Англичане - 4, гувернантки. Итальянцы - 4, шарманщики. Черкесы - 4, присланные на жительство. Без указания занятий - 2 венгра и 1 молдаванин.

Аналогичную картину преобладания русской национальности дает и Курский некрополь, где до середины ХIХ века существовало лишь 2, православных, кладбища. Его главной особенностью, равно как и других регионов России, являлась зависимость размещения национальных погребений от конфессиональной принадлежности умерших. Данная особенность была законодательно зафиксирована в 1800 г. и нашла свое отражение в 707 статье Врачебного устава, гласящей: "Для погребения иноверцев кладбища отводятся в городах близ кладбищ, при православных церквах находящихся" (Свод законов Российской Империи, 1905, с.130). Таким образом, кладбища иных исповеданий группировались рядом с православными. Вместе с тем могли возникнуть трудности о месте захоронения лиц, не принадлежащих к православию при отсутствии специально отведенных для них кладбищ. Такие проблемы могли решаться двояко. С одной стороны, существовала практика перевезения мертвых тел, до ближайшего специального кладбища, а с другой стороны, умерший мог быть погребен, по разным причинам, на кладбище того населенного пункта, где последовала его смерть. Так, в деревне Новое Першино Дмитриевского уезда 10 июня 1896 г. скончалась германская подданная Ю. Ф. Кинц. Тогда же ее тело было перевезено в Курск, где и погребено 13 июня пастором курского евангелическо-лютеранского прихода С. Бонвечем (Государственный архив Курской области (далее - ГАКО), ф.1, оп.1, д. 6158, л. 1). В 1895 году в ночь под 20 августа в селе Красной Яруге Грайворонского уезда умер австрийский гражданин Э. Л. Соучек. Погребен он был на местном "русском кладбище", приезжавшим из Курска ксендзом (ГАКО, ф. 1, оп. 1, д. 5516, л. 1).

Первым инославным в Курске стало, основанное в 1855 г. Немецкое, или Лютеранское, кладбище. Здесь же погребались и умершие католики, преимущественно поляки (Путеводитель по городу Курску (Приложение) //Курский сборник с путеводителем по городу Курску и планом города, 1901, с. 26). В 1899 г. вследствие прошения ксендза Г. Мотузза городской управой был отведен участок земли под Римско-католическое кладбище, смежный с православным Всехсвятским (ГАКО, ф. 195, оп. 2, д. 3, л. 35). Первым же иноверческим в губернском центре стало Еврейское кладбище. Оно возникло в середине 1860-х гг., сразу после того, как евреи-ремесленники, а также прошедшие военную службу на основе Рекрутского устава нижние чины, получили право проживания вне черты оседлости. В 1894 г. в результате "ходатайства и. д. муллы Курской губернии о бесплатном отводе места под кладбище проживающих и умирающих в Курске магометан" образовалось Татарское кладбище (ГАКО, ф. 48, оп.1, д. 1, л. 199 об.) В результате к началу ХХ века в г. Курске завершилось формирование конфессионально-национальной структуры местного некрополя.

Однако наиболее ярко национальная специфика погребения проявилась во внешнем облике кладбищ и убранстве могил. Сравнивая иноверческие погребения с христианскими, можно видеть, что у большинства первых памятниками служат каменные уплощенные столбы стелообразной формы. На христианских же кладбищах основным надгробным знаком выступает религиозный символ - крест, в различных модификациях. В то же время на иудейских захоронениях, кроме традиционных стел с закругленным верхом, присутствуют памятники в виде надгробных плит, массивных постаментов и др. типов надгробий, присутствующих на христианских кладбищах. В этом отразилась восприимчивость и способность еврейского общества к усвоению европейской культуры, с которой связала ее историческая судьба, чего нельзя сказать о мусульманском обществе, более закрытом и консервативном. Почти на всех иноверческих и инославных надгробиях присутствуют надписи на родном языке, которые нередко дублируются на русском. Обращает на себя внимание и местоположение надгробий. У мусульман все могилы и памятники обращены своими фасадами в сторону Мекки . У представителей других же национальных конфессий имеется ориентировка по линии "запад-восток", причем у всех за исключением православных, памятник находится в головной части могилы.

Говоря о внешнем облике кладбищ, нельзя не отметить и такую сторону, как уход за местами погребений и их содержание. Для рассмотрения этого аспекта обратимся к материалам обследования наружного вида г. Курска губернатором П. П. Косаговским в 1885 г. Вот, что он пишет, осмотрев два расположенных недалеко друг от друга кладбища: "а) Православное за Московскими воротами. Обнесено с трех сторон каменной оградой, а четвертой прилегает к глубокому рву. Кладбище это находится в полном запущении и содержится крайне неопрятно. При кладбище хотя и имеются два сторожа, получающие по 8 руб. в месяц, но обязанности свои исполняют они плохо, так как замечается много украденных частей от надмогильных памятников. Староста кладбищенской церкви сдает траву на кладбище под сенокос за 10 руб. б) Католическое и лютеранское кладбище за Московскими же воротами. Все обрыто рвом и густо обсажено деревьями. Сторож один, получающий 6 руб. в месяц. Кладбище содержится в образцовом виде, представляя резкий контраст с соседним православным" (ГАКО, ф. 294, оп. 1, д. 962, л. 103). Как можно видеть, присущая немцам пунктуальность и аккуратность распространялась и на месте вечного упокоения …

Таким образом, сложившийся к началу ХХ столетия полиэтнический региональный некрополь Курщины отразил не только религиозные воззрения членов данного социокультурного пространства, но и их культурно-национальные особенности характеров, став ценным историческим и культурологическим памятником.


Источники и литература

  1. ГАКО, ФФ. 1, 48, 195,294.
  2. Курский сборник с путеводителем по городу Курску и планом города. Вып. I. - Курск: Тип. губ. правл., 1901. - 251 с.
  3. Свод законов Российской Империи. Т. ХIII. - СПб: Гос. Тип., 1905. - 349 с.
  4. Труды Курского губернского статистического комитета. Вып. II. - Курск: Тип. губ. правл., 1866. - 378 с.

© Статья предоставлена к.и.н. Юрием Владимировичем ОЗЕРОВЫМ специально для сайта old-kursk.ru


Ваш комментарий:




Компания 'Совтест' предоставившая бесплатный хостинг этому проекту



Читайте новости
поддержка в ВК

 

сайт "Курск дореволюционный" http://old-kursk.ru Обратная связь: В.Ветчинову