ОЧЕРК ИСТОРИИ КУРСКОГО НЕКРОПОЛЯ |
автор: Ю.В. ОзеровГород Курск - один из старейших русских городов, основанный, как показывают археологические исследования, в конце Х века. О том, где именно находились первые курские кладбища, достоверно сказать нельзя, однако можно предположить их размещение либо на территории Курского детинца, находившегося при слиянии рек Тускари и Кура, либо на территории прилегающего посада. После разорения города в ХIII веке монголо-татарами он надолго исчезает со страниц летописей, попадая под власть Литвы. Лишь в конце ХVI века, с включением в состав Московского государства, Курск был восстановлен и укреплен, вследствие общих мероприятий правительства, направленных к ограждению русских окраин от вражеских набегов и их заcелению. С этого времени до конца ХVIII века Курск состоял из крепости (собственно город), к которой примыкал посад и слободы. У каждой из последних, либо у группы слободок, равно как и на посаде, был свой храм с приходским кладбищем. По этому поводу курский краевед А.А. Танков писал: "До Высочайшей конфирмации плана и устройства города Курска кладбища для погребения умерших находились при каждой церкви. В 1784-м же году были отведены места для новых кладбищ за Херсонскими и Московскими воротами. При них надо было устроить церкви, так как ранее ни в ХVII, ни в ХVIII веке кладбищенских церквей в Курске не было". Как известно, после эпидемии чумы 1771 г. в Москве Правительствующим сенатом был издан ряд указов, запрещавших погребать покойников в пределах городской черты. Отныне кладбища должны были располагаться на выгонной земле, не ближе ста саженей от последнего городского жилья и быть огорожены заборами, плетнями или земляными валами со рвом. О том, как сложилась судьба приходских кладбищ после 1771 г., можно судить из промемории, присланной в духовную консисторию из Белгородской губернской канцелярии, где было определено: "…а тех мест, где уже до ныне люди хоронены отнюдь и ни под каким видом не разрывать, но оставить их так, как оныя теперь есть, насыпав, буде можно, еще более землею, что б в вешнее и летнее время меньше паров из земли выходило". Таким образом, некоторые приходские кладбища оказались засыпаны слоем земли. Кроме того, усугубил ситуацию в данном отношении случившийся в августе 1781 года пожар, от которого пострадала большая часть города. Вследствие этого императрицей Екатериной II был утвержден в следующем году план Курска, давший ему четкую планировку и определивший характер застройки кварталов. В результате на территориях бывших приходских кладбищ оказались либо нарезанные новые усадьбы, либо устроены небольшие площади. Тем не менее, при некоторых храмах в начале ХХ века еще сохранялись отдельные захоронения упраздненных кладбищ. По свидетельству курского старожила Н.Ф. Логачева, еще в 1930-е годы при Успенско-Ахтырской церкви находилось небольшое количество надгробий. Одно из них, безымянное, и сейчас можно видеть юго-восточнее храма. Оно представляет собой каменную, плохо обработанную утолщенную плиту. В послевоенные годы в ходе дорожных земляных работ давали о себе знать бывшие захоронения близ Введенского, Богословского, Преображенского, Николаевского ("на торгу") храмов. В начале ХVII века в Курске возникают 4 монашеские обители: Троицкий, Рождество-Богородицкий (Знаменский), Божедомский и Троицкий женский монастыри. На территории каждого из них возникает свое монастырское кладбище. Существование первого курского монастыря, устроенного по воле царя Бориса Годунова, было недолгим. Он пострадал в Смутное время от литовского нашествия, а с 1616 г. был отдан в ведение Рождество-Богородицкого монастыря. Впоследствии там была воздвигнута приходская Троицкая церковь. Рождество-Богородицкий монастырь был основан в 1613 г. на месте древнего Курского детинца по обету, данному курянами, защитниками крепости, за избавление свое от нашествия поляков. Можно предположить, что на территории монастыря были и захоронены павшие защитники Курской крепости. По этому поводу в 1884 г. Н. Троицкий писал: "И действительно, площадь монастырского холма была театром многих битв и послужила для братской могилы множества избитых здесь иноков и мирян - защитников Курска. Это обнаруживалось при недавних раскопках, которые были произведены по поводу постройки двух монастырских соборных храмов сначала Знаменского, а потом Воскресенского. При этих раскопках на расстоянии около двух саженей от поверхности открыт был целый толстый слой человеческих костей. К сожалению, костяки эти не были предметом внимательного наблюдения анатома-антрополога и потому осталось неизвестным, чьи они татарския или русския. Тем не менее они красноречиво свидетельствуют, что данное место наслоения костяков не есть монастырское обыкновенное кладбище, а - вероятнее думать место одновременно умерших и массою погребенных людей". В 1619 году "нищелюбивым иноком" Корнилием Брагиным был основан и записан в "храм Пресвятыя Богородицы Курския" Божедомский монастырь, посвященный св. Николаю Чудотворцу и Илии Пророку. Данная обитель была основана при т.н. "убогом доме" (отсюда - название монастыря). В убогих домах погребались "все лица, почему-либо не могшия быть погребенными на кладбище, как-то: безродные и не имевшие крова убогие, нищие, внезапно застигнутые смертию в дороге, в лесах, сугробах, убитые разбойниками и неприятелями, умершие во время мора, трупы коих иногда не сотнями, а тысячами открыто валялись на земле, разлагались, заражали воздух, поедались зверями и хищными птицами, наводя своим безобразным видом ужас на оставшихся в живых". Неисключено, что в "убогом доме" Курского Божедомского монастыря были погребены жертвы свирепствовавшей в 1690-1693 годах в Курске чумы. В общих могилах убогих домов погребались также утопленники, удавленники, убитые молнией, казненные преступники, одним словом, все те, кого суеверный народ лишал погребения на кладбищах. Впоследствии Божедомский монастырь вошел в состав Рождество-Богородицкого, а бывший деревянный храм первого стал, таким образом, приходским. Когда и кем был основан Троицкий девичий монастырь неизвестно, ввиду пожара 1680 г., уничтожившего вместе с деревянным храмом обители и документы. Однако известно, что изначально "Троицкая церковь была приходская и при ней было кладбище". Позже при церкви поселились пожилые женщины, вдовы и девицы, ставшие первыми насельницами монастыря. Из курских кладбищ, возникших в доекатерининские времена, следует отметить старообрядческое. До устройства в 1812 г. Успенской единоверческой церкви на ее месте находилась старообрядческая Соборная молельня. Сами ее прихожане себя считали принадлежащими к Рогожскому кладбищу, центру московской общины старообрядцев-поповцев, основанному в 1771 г. Судя по всему, остатки именно этого кладбища сейчас можно видеть недалеко от стрельбища в лесу "Солянка". В настоящее время бывшее кладбище являет собой густо заросшую растительностью и лиственными деревьями местность с разрытыми могилами. В одной из таких ям находятся две каменные безымянные надгробные плиты с рельефно выступающими восьмиконечными крестами. Всего подобных ям насчитывается около трех десятков. По словам одного из местных жителей, все это - результат "раскопок", проведенных лет 20-30 тому назад местной молодежью… В соответствии с правительственными указами начала 1770-х годов в Курске были отведены два городских кладбища. При каждом из них необходимо было устроить кладбищенский храм. Для этой цели были использованы по предложению губернатора А.Н. Зубова две ветхие деревянные церкви, которые в соответствии с новой планировкой города следовали "ко уничтожению". Таким образом, находившаяся близ Знаменского монастыря церковь великомученика Никиты в 1788 г. была перенесена к "Московскому въезду" и заложена на новом кладбище. А другой храм - Преображения Господня "за рекою Куром" - был перенесен на кладбище к "Херсонскому въезду". Однако заложен он уже был в 1789 г. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В это же время (1770-е годы) определился и принцип распределения умерших жителей на кладбища: два кладбища обслуживали две половины города, разделяемые рекой Кур. Кроме городских, возникают три кладбища пригородных слобод: Казацкое, Ямское и Стрелецкое. Жители же Пушкарной слободы хоронили своих умерших на городском Московском (Никитском) кладбище. К началу ХХ века на обоих городских кладбищах осуществляло захоронения население Стрелецкой слободы. Вот что сообщается о причине этого в клировой ведомости 1908 г. местной Николаевской церкви: "Приходское кладбище помещается на обоих городских кладбищах - Московском и Херсонском. Есть и местное кладбище в 15 в. от церкви "на Песках", но по причине рыхлого грунта не может удовлетворять своему назначению". В ХIХ веке на городских кладбищах вместо бывших деревянных отстраиваются каменные храмы. В 1813 году с предложением выстроить церковь на Херсонском кладбище во имя великомученицы Екатерины, вместо стоящей там ветхой и недостроенной, к губернатору обратился "коммерческий воспитанник 14 класса" и купец 2-й гильдии Семен Иванович Александров. Через три года после закладки в 1816 г. строительство было окончено. Однако освящение церкви затянулось на 20 лет из-за неурегулированности вопроса о содержании причта. В итоге церковь была освящена во имя Всех Святых. На Московском кладбище в 1846 году был воздвигнут Успенский храм. От церковных престолов кладбища получили соответствующие названия, употреблявшиеся параллельно с их "географическими" наименованиями. В 1855 г. в полуверсте от Московского возникло Немецкое (Лютеранское) кладбище, где производились захоронения также и умерших католиков. С 1899 г. последних стали хоронить на отдельном Римско-католическом кладбище, отведенном по соседству с православным Херсонским. Первым иноверческим кладбищем в Курске стало Еврейское. Оно появилось в середине 1860-х гг., сразу после того, как евреи-ремесленники, а также прошедшие военную службу на основе "Рекрутского Устава" нижние чины получили право проживания вне черты оседлости. В 1894 г. в городскую управу поступило ходатайство "И. д. муллы Курской губернии о бесплатном отводе места под кладбище проживающих и умирающих в Курске магометан". В результате этого обращения в городе возникло Магометанское (Татарское) кладбище. Кроме этого, в ХIХ веке появилось несколько холерных кладбищ, одно Больничное, а также Военное ("солдатское") для нижних чинов. Печальна судьба курского некрополя после революции 1917 г. Исторические кладбища целенаправленно лишены были, прежде всего, наиболее бесхозных памятников, крестов, оград и т.п. Первый опыт подобного "благоустройства" пришелся на осень 1926 г. Вскоре на изъятое имущество нашелся покупатель - государственные ремонтно-механические мастерские им. Калинина, изъявившие желание приобрести товар по цене 70 коп. за 1 пуд на общую сумму 2450 руб… На практике это означало, что в первую очередь навсегда оказались обезымяненными самые старые захоронения города, датируемые концом ХVIII-первой половиной ХIХ веков, а потому представляющие особый интерес. Именно о них, описывая Московское кладбище в путеводителе 1901 г., А.А. Танков и Н.И. Златоверховников сообщали: "Есть на кладбище надгробные памятники, по-видимому, очень старинные, но, к сожалению, находившиеся на них надписи уничтожены всесокрушающим временем… Сохранились еще на кладбище старинные чугунные, с колоннами, увенчанными большими шарами, памятники и громадные деревянные кресты". Заметим, что наличие чугунных, железных памятников и оград (как не самых дешевых) в определенном смысле могло указывать и на высокий социальный статус погребенных, т.е. лиц оставивших достаточно яркий след в истории. Бесхозными стали непосещаемые захоронения и тех лиц, чьи родственники были вынуждены эмигрировать после 1917 г., либо боялись прийти на кладбище, засвидетельствовав подобным способом ставшее "неприличным" свое родство. В немалой степени разрушению исторического облика курских кладбищ способствовала политика воинствующего атеизма. Свидетельства старой "буржуазной" культуры, теперь не вписывались в советскую действительность, а потому расставание с ними не вызывало особых сожалений. Если поначалу крупных масштабов случаи вандализма и варварства не имели, то в 1930-е годы эти процессы развернулись в полную силу. Курский некрополь, как и многие другие кладбища страны, стал во многом заложником государственной политики ускоренной индустриализации. Тысячи могил и памятников были уничтожены. Сбивались кресты, раскалывались надгробия, осквернялись и разорялись склепы. Металлические ограды, кресты шли в утиль сырье, на переплавку. Ни высокие чины, ни принесенная общественная польза умерших, ни историко-культурная ценность их надгробий не стали тем фактором, способным сдержать общественную потребность в камне, металле и новых местах для захоронений. С 1930-х гг. распространяется и практика повторного использования прежних надгробных памятников, сопровождаемая сбиванием старых надписей, указанием нового "владельца" и перемещением их на соответствующие могилы. Все вышеобозначенное привело к тому, что до наших дней сохранилось крайне мало дореволюционных захоронений. В Курске во второй четверти ХХ столетия с лица земли "стерты" были кладбища: Лютеранское, Военное, Больничное, холерные, монастырские, а также захоронения при церквях. Аналогичная ситуация была тогда не только в Курске, но и почти во всех городах нашего Отечества. Ущерб, нанесенный истории и культуре в лице веками формировавшегося некрополя, огромен и невосполним. + + + Основные носители исторического некрополя г. Курска - Московское и Херсонское кладбища - были закрыты в начале 1970-х годов. В настоящее время состояние старых курских кладбищ оставляет желать лучшего. Должный надзор и уход за ними отсутствует. Нередки случаи вандализма. Исследование старых кладбищ и захоронений является на современном этапе одним из приоритетных направлений ряда отраслей исторической науки. Связано это не только с многоплановостью некрополя как исторического источника, но и с высокой степенью потенциальной опасности его утраты. Все это побуждает к необходимости принятия мер законодательного характера по государственной охране исторических мест захоронений. Использованные источники:
© Статья предоставлена к.и.н. Юрием Владимировичем ОЗЕРОВЫМ специально для сайта old-kursk.ru Ваш комментарий: |
Читайте новости |
|